Сущность понятия патриотизма

Страница 5

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно - нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. На личном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На микроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющегося в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Вопрос о роли патриотического воспитания в жизни человека, народа, общества в целом имеет множество аспектов: исторический, философский, социальный, психологический. Последний в свою очередь, представляет собой множество явлений. Например, более современные понятия «патриотизма», связывают сознание человека с эмоциями на проявление воздействий внешней среды в месте данного человека, его воспитание, детских и юношеских впечатлений, становление его как личности.

На разных этапах развития личности различные стороны патриотизма выступают как движущая сила мотивов и поступков, как составная часть активной жизненной позиции, как существенная сторона жизненного идеала. Здесь время предстает как процесс становления, развития личности и постоянного ее совершенствования на всем протяжении ее жизненного пути.

В жизни отдельной личности отношение к Отечеству тоже не остаётся неизменным. Многие российские исследователи, педагоги [28; 47]отмечали, что такое понятие, как «Любовь к Родине» в сфере воспитания часто утрачивает положительное содержание и получает извращенный смысл. Несмотря на все усилия, идея служения Отечеству нередко не находит отклика в сердцах подрастающего поколения. Следует заметить, что у патриотического воспитания всегда находилось немало противников. Их возражения, отмечены Г. Роковым, Е. Ефимовым .

Это побудило к анализу, не потерявших своей актуальности, противоречий патриотического воспитания. Рассмотрим некоторые аспекты содержания патриотического воспитания и их противоречия:

- любовь к Отечеству и человечеству;

- истинный и сознательный характер патриотизма;

- государственный заказ на воспитания и свобода развития личности;

- интимный характер патриотических чувств и их принудительное развитие;

- пассивный и активный характер патриотизма;

- полярность эмоций.

Любовь к Отечеству и человечеству. Противники патриотического воспитания приводят следующий довод: «Любовь к человечеству выше любви к Отечеству, любовь к людям вообще шире любви к людям, живущим в одном государстве». Нельзя не согласиться с таким аргументом. Однако, можно возразить, что любовь к «ближним вообще» является абстрактным понятием для ребенка и может быть воспитана в нем при помощи любви к семье, к родным, с которыми он непосредственно связан и которые своим поведением вызывают у него эмоциональное переживание. С любви к окружающим начинается любовь к Отечеству.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Структура образовательного процесса и квалификаций в Российской Федерации
Как хорошо известно, действующие в Российской Федерации Закон об образовании и Закон о высшем профессиональном и послевузовском образовании предусматривают выбор между двумя образовательными циклами: двухуровневое образование с последовательной реализацией программы бакалавриата (нормативный срок о ...

Психолого-педагогические основы
Согласно задачам педагогической практики, студент-практикант должен сформировать ряд профессиональных умений и навыков психолого-педагогического характера, а так же закрепить полученные теоретические знания на практике. Для достижения этих целей производится работа по различным направлениям: учебно ...

Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды арифметических задач
В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Для этого педагоги и также дети должны знать математическое описание и точный смысл того, что конкретно изучается, ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru