Сущность понятия патриотизма

Страница 8

Возможностями для разрешения противоречия между пассивным и активным характером патриотизма, по мнению А.П. Павлова, обладали не низшие и высшие школы, а средние, так как именно они формируют граждан, которым предстоит вершить историю страны и задачами которых является упрочение и умножение культурных благ, завещанных предшествующими поколениями.

Полярность эмоций. Гуманному чувству любви к Отечеству противостоит ненависть к его порокам. Единство и борьба этих противоположностей способствует переходу от изменчивых эмоциональных переживаний детей к устойчивому чувству. Любовь к народу и Родине означает необходимость жертвовать всем для ее преуспевания и совершенствования и ненавидеть ее недостатки, искоренять их, но любить превыше всего ее общечеловеческую роль. Впечатлительное детское сердце способно отзываться сочувствием к Родине, страдающей от болезней, горя, бедности, что служит благодатной почвой для осознания необходимости учиться и трудиться для блага Отечества и народа. И, как писал Г. Роков: «никакого сомнения нет, в том, что поколения, которые удалось бы воспитать на этих идеях и чувствах, дали бы нации настоящих носителей национальной идеи, сознательных, глубоко сочувствующих патриотов».

Следовательно, гражданское сознание проявляется не только в уважении своих и чужих прав, закона и законности, но и в небезразличном отношении к массовым несчастьям и страданиям. Необходимо учить детей видеть их и соответственно реагировать. Истинный гражданин и патриот не может оставаться равнодушным при общественных бедствиях, хладнокровно взирать на эксплуатацию одних другими, на антиобщественные преступления, на злоупотребление властью, положением, богатством. Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его вовсе нет. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека.

Как патриотизм, так и не патриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение толерантности множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, нетерпимость, агрессия, уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психологические и прочие отклонения множат число не патриотов, псевдо- и лжепатриотов.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Влияние традиций «Домостроя» на современного читателя
Памятник классической литературы - «Домосторой» - каждое новое поколение читателей воспринимает по-своему. Сегодня мы уже не даём «Домострою» однозначных отрицательных характеристик, но - в зависимости от установки - полярно оцениваем положительные его черты. Для одних это - возвращение к принципам ...

Особенности связанной речи умственно отсталых дошкольников
Умственно отсталый ребенок в развитии речи отстает уже с первых месяцев жизни. В дальнейшем это отставание прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающе ...

Исторические корни развивающего обучения
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель - в Древней Греции, Квинтилиан - ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru