Впервые слово «патриот» стало употребляться в период французской революции 1789-1793гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики, в противовес изменникам и предателям Родины из лагеря монархистов.
В России, впервые слово «патриот» было употреблено Петром I. Однако до самого конца XVIIIв. был, более распространенным его синоним – словосочетание – сын Отечества.
Многие мыслители прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности.
Можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», В.И. Даля, трактовавшего его как любовь к отчизне. «Патриот» по Далю - «любитель отечества, ревнитель о благе его отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Сущность любви к Родине определил очень хорошо М.Е. Салтыков-Щедрин: «Отечество есть тот таинственный организм, очертание которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык верования, литературу. Он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить…» .
А.Н. Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы Родины.
Толковый словарь русского языка С.Ожегова даёт следующее определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу». Словарь современного русского литературного языка даёт такое определение: «Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине». На наш взгляд, в отличие от определений данных в двух последних словарях, в словаре Даля есть существенное уточнение понятия патриот – «ревнитель о благе его» т.е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества. Для современных условий это особенно актуально.
С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм. Ниже приведём определения понятия патриотизм, взятые нами из различных источников. Патриотизм это:
- «Любовь к Отчизне».
-«Чувство любви к своему Отечеству. Готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её» [Психолого-педагогический словарь].
- «Любовь к Родине, Отечеству и своему народу» [Большая советская энциклопедия].
Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. В данных определениях акцент делается главным образом на различных отношениях к Родине. Патриотическое сознание и поведение и характеризует патриотизм как моральное качество. Приведенные определения позволяют уяснить содержание патриотизма. Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
Выявление уровня готовности будущих первоклассников
к обучению математике в школе
В период с 02.04.08 по 25.06.08. на базе ДОУ «Солнышко» (г.Ветлуга Нижегородской обл.) было проведено исследование развития элементарных математических представлений у испытуемых двух выборок (первая – из тех, кто принимал участие в реализации вышеуказанной программы – группа А, вторая – из тех, кт ...
Предпосылки, связанные с развитием мысли в области образования
Следует сказать, что отечественная философско-педагогическая мысль второй половины XIX - начала XX вв., следуя традиции, заложенной еще в 60-е годы, рассматривала задачу формирования личности учащегося в качестве приоритетной. Деятельность учителя по развитию нравственных характеристик личности уче ...
Констатирующий эксперимент
Цель эксперимента: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 5-6 лет. На этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи: 1. проанализировать формирование творчества детей старшей группы; 2. беседа с детьми о ле ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.