Сущность понятия патриотизма

Страница 4

Впервые слово «патриот» стало употребляться в период французской революции 1789-1793гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики, в противовес изменникам и предателям Родины из лагеря монархистов.

В России, впервые слово «патриот» было употреблено Петром I. Однако до самого конца XVIIIв. был, более распространенным его синоним – словосочетание – сын Отечества.

Многие мыслители прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности.

Можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», В.И. Даля, трактовавшего его как любовь к отчизне. «Патриот» по Далю - «любитель отечества, ревнитель о благе его отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Сущность любви к Родине определил очень хорошо М.Е. Салтыков-Щедрин: «Отечество есть тот таинственный организм, очертание которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык верования, литературу. Он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить…» .

А.Н. Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы Родины.

Толковый словарь русского языка С.Ожегова даёт следующее определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу». Словарь современного русского литературного языка даёт такое определение: «Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине». На наш взгляд, в отличие от определений данных в двух последних словарях, в словаре Даля есть существенное уточнение понятия патриот – «ревнитель о благе его» т.е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества. Для современных условий это особенно актуально.

С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм. Ниже приведём определения понятия патриотизм, взятые нами из различных источников. Патриотизм это:

- «Любовь к Отчизне».

-«Чувство любви к своему Отечеству. Готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её» [Психолого-педагогический словарь].

- «Любовь к Родине, Отечеству и своему народу» [Большая советская энциклопедия].

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. В данных определениях акцент делается главным образом на различных отношениях к Родине. Патриотическое сознание и поведение и характеризует патриотизм как моральное качество. Приведенные определения позволяют уяснить содержание патриотизма. Оно включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Виды универсальных учебных действий в педагогике
универсальный учебный язык грамотность В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. 1. Личност ...

Особенности современной голландской средней школы
Темпы роста голландской экономики про­должают оставаться самыми высокими в Западной Европе. По данным швейцар­ской бизнес - школы IMD, Нидерланды за­нимают четвертую строчку после США. Сингапура и Гонконга в списке первых десяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Долгое время высокая зара­бот ...

Методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения
Цель формирующего эксперимента:расширение, повышение уровня знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения у детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в течении одного месяца 1 раз в неделю по 30 – 35 минут, с 11 детьми старшего дошкольного возраста. 1. Занятие «Наблюдение за рыбк ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru