Информация о педагогике » Патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек

Патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек

Актуальность исследования заключается том, что проблема формирования патриотической направленности личности ребенка обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных граждан к участию в дальнейшем общественном преобразовании и необходимостью поиска наиболее современных методов воспитания средствами краеведения.

Воспитание детей в современном обществе осуществляется в условиях реформирования, в ходе которого изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой коммуникации, детских организаций.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, общественно-значимые поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют основные, структурные компоненты патриотизма – патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности; в этом проявляются целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неразграниченность на самостоятельные направления.

Детство это особый возрастной период в становлении личности, формировании её гражданских идеалов, интересов, убеждений, освоении основных духовных ценностей общества, поскольку от этого зависит и развитие общества в будущем.

В последнее время в детских библиотеках России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.» и «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», общественные институты, школы, библиотеки, получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по воспитанию подрастающего поколения. На поиск новых форм и методов формирования патриотических ценностей средствами краеведения ориентирует новый проект программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.» .

В настоящее время российское общество становится свидетелем возрождения краеведения. Задачи воспитания любви к своему краю, познание его истории традиционно ставят перед собой библиотеки, в том числе и детские, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей, в том числе при помощи распространения краеведческих знаний.

Библиотечное краеведение как составная часть общего краеведения имеет цель выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование все материалы, связанные по содержанию с определенной местностью. Большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к краеведческому воспитанию. Целенаправленность этой системы на развитие познавательного интереса подрастающего поколения к природным и историко-культурологическим ценностям народов России открывает новые возможности повышения уровня образовательной деятельности библиотеки. В этом направлении исследуются и пути повышения уровня патриотического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время назрела необходимость теоретического осмысления накопленного опыта патриотического воспитания детей средствами краеведения и инновационного подхода к методам, формам, средствам образовательной деятельности библиотек. Поэтому в настоящее время проблема патриотического воспитания детей средствами краеведения становится одной из актуальных тем. Это и определяет актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени изучен широкий круг вопросов, связанных с проблемами патриотического воспитания подрастающего поколения. Изучение данной проблемы показывает, что исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности.

Отдельные вопросы патриотического воспитания нашли свое отражение в трудах многих российских педагогов, психологов, философов, политических деятелей: А. Вырщикова, Ю. Колесова, О. Лебедевой, Д. Лихачева, А. Павлова, В. Сухомлинского.

Значительный вклад в разработку теоретических основ патриотического воспитания внесли Е. Ефимов, Н. К. Ушинский, В. Сухомлинский,В.Ф.Фарфоровский.

Наиболее яркое, идеологизированное понятие патриотизма проявилось в советский период. Появляется, так называемый пролетарский, советский, социалистический, патриотизм. Эту тему рассматривают в соответствующих работах авторы Л.А. Бублик, Ю.С. Васютин, Н.П.Конжиев, А.Д. Лизичев, Т.Л.Садофьева, В.С.Чудный.

Психолого-педагогическое направление патриотического воспитания раскрыто в исследованиях Т.А. Касимовой, Л.М. Курганской.

В исследованиях по патриотическому воспитанию О.С. Газмана, А.П. Кабаченко, Ю.Е. Окуневой рассматриваются вопросы о целях, задачах и сущности патриотического воспитания.

В настоящее время российское общество становится свидетелем возрождения краеведения.

Содержание понятия край, краеведение, а также краеведческая деятельность раскрыли в своих работах Ю.П.Мелентьева, Н.Е. Поздеева. В разное время некоторые аспекты краеведения в библиотеках рассматривались в трудах ученных: В.Г.Афанасьева, Н.В.Шаталовой.

Изучение оптимизации методики патриотического воспитания средствами библиотечного краеведения представлено в трудах И.И. Ганицкой, Р.Геры, Н.Ф. Горбачевской, И.А. Степановой, Н.М. Щербы. По мнению Н.М. Щербы, под библиотечным краеведением понимается «многоаспектная деятельность библиотечных работников в тесном контакте друг с другом, а также специалистами и знатоками края по поиску, приобретению, организации, учету и всестороннему раскрытию содержания произведений печати, рекламе знаний о крае и т. д.

Основные направления деятельности детских библиотек России по патриотическому воспитанию представлены в работах ученых: Н.В. Бубекино Н.Г.Елфимовой, В.И. Лесняка. Многочисленные статьи в профессиональной периодике описывают опыт библиотек по патриотическому воспитанию детей, среди авторов: И.В. Валиулина, Н. Макеева, Л.Н.Скороходова.

Краеведческая деятельность детских библиотек отражена в работах Г. Нефедова, О.И. Скорохода. Традиции и инновации в краеведческой деятельности проанализированы в работах и исследованиях ученых Г.В Филонова , А. Черногорова.

Несмотря на многочисленные публикации о деятельности библиотек по патриотическому воспитанию детей, среди них нет ни одного обобщающего исследования по теме «Патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек». Поэтому предлагаемая работа является лишь первым шагом в этом направлении.

Цель исследования. Рассмотреть патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек.

Задачи исследования:

- уточнить сущность понятия «патриотизм», как важнейшей ценности воспитания;

- изучить краеведение как важное направление, формирующее основы патриотического воспитания;

- проанализировать основные направления деятельности детских библиотек России по формированию патриотического воспитания детей;

- исследовать практический опыт краеведческой деятельности конкретной библиотеки в области патриотического воспитания детей.

Объект исследования: патриотическое воспитание читателей детских библиотек.

Предмет исследования: патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек.

Методы исследования. В данной работе применялся комплекс методов:

- аналитический;

- исторический;

- синтетический;

- библиографический;

- метод цитирования.

Гипотеза исследования основывается на том, что формирование патриотизма как нравственного качества личности читателя-ребенка будет осуществляться в процессе краеведческой деятельности детских библиотек, благодаря рассмотрению сущности патриотизма, изучению краеведения как источника патриотических идей воспитания, анализированию опыта деятельности детских библиотек по патриотическому воспитанию средствами краеведения. Библиотека в данном случае рассматривается как один из масштабных информационных, воспитательных и образовательных институтов, уделяющих всему комплексу вопросов связанных с патриотическим воспитанием детей.

Таким образом, данное исследование представляет собой попытку дать объективный анализ патриотическому воспитанию в деятельности детских библиотек средствами краеведения.

Новизна и практическая значимость работы. Данная работа может быть полезной студентам специальности «Библиотечно-информационная деятельность» и студентам педагогических ВУЗов при изучении специальных курсов и дисциплин «Региональное библиотековедение», «Библиотечно-библиографическое краеведение», для педагогов как методическое пособие при работе с детьми, а также библиотечным работникам, деятельность которых связана с обслуживанием детей.

Апробация результатов исследования. Данная работа прошла апробацию на 7-ой научно- практической конференции «Библиотечное дело в XXI веке» (декабрь 2009г.) в виде доклада «Формирование патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере центральной детской библиотеки г. Демидов ».

Композиционные особенности работы. Цели и задачи исследования определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

В первой главе «Теоретические основы патриотического воспитания детей средствами краеведения» раскрыт генезис понятия «патриотизм». Предпринята попытка раскрыть развитие системы патриотического воспитания и обосновать патриотизм как важнейшую ценность воспитания. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Изучено краеведение как важное направление, формирующее базовые основы патриотического воспитания. В настоящее время российское общество становится свидетелем возрождения краеведения. Задачи воспитания любви к своему краю, познание его истории традиционно ставят перед собой библиотеки, в том числе и детские, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей, в том числе при помощи распространения краеведческих знаний.

Во второй главе «Оптимизация методики патриотического воспитания детей средствами библиотечного краеведения» рассматривается практический опыт детских библиотек России, и определяются пути оптимизации использования краеведческой литературы, краеведческих знаний (исторических, экологических, литературных и т.д.) в патриотическом воспитании читателей - детей. Дается анализ инновационных форм работы современных детских библиотек по патриотическому воспитанию. Библиотеки России всегда были и остаются достойными хранителями патриотической традиции в общества. Их опыт воспитания подрастающего поколения в духе верности Отечеству нуждается в поддержке, изучении и распространении. В связи с этим в работе рассматриваются формы и методы работы конкретной библиотеки по патриотическому воспитанию. А в частности – МУ ЦБС центральной детской библиотеки г.Демидова Смоленской области.

Новые статьи:

Педагогические условия реализации методики драматизации на уроках литературного чтения в IV классе для развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников
В данной главе изложены основные педагогические условия методики драматизации на уроках литературного чтения. Для наилучшего понимания того, каким образом данные условия могут быть применены на практике, мы обрисуем работу канд. пед. наук Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. Проанализировав научную литера ...

Необходимость повышения конкурентоспособности России на мировом рынке
В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности. С экономической точки зрения - это способность страны в усл ...

Опыт работы педагогов по применению в работе компетенций
Рассмотрим в данной главе как педагоги применяют анализируемые в данной курсовой работе компетенции в своей профессиональной деятельности. Компетенция ОК-4: готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru