Информация о педагогике » Патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек

Патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек

Актуальность исследования заключается том, что проблема формирования патриотической направленности личности ребенка обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных граждан к участию в дальнейшем общественном преобразовании и необходимостью поиска наиболее современных методов воспитания средствами краеведения.

Воспитание детей в современном обществе осуществляется в условиях реформирования, в ходе которого изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой коммуникации, детских организаций.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, общественно-значимые поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют основные, структурные компоненты патриотизма – патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности; в этом проявляются целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неразграниченность на самостоятельные направления.

Детство это особый возрастной период в становлении личности, формировании её гражданских идеалов, интересов, убеждений, освоении основных духовных ценностей общества, поскольку от этого зависит и развитие общества в будущем.

В последнее время в детских библиотеках России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.» и «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», общественные институты, школы, библиотеки, получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по воспитанию подрастающего поколения. На поиск новых форм и методов формирования патриотических ценностей средствами краеведения ориентирует новый проект программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.» .

В настоящее время российское общество становится свидетелем возрождения краеведения. Задачи воспитания любви к своему краю, познание его истории традиционно ставят перед собой библиотеки, в том числе и детские, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей, в том числе при помощи распространения краеведческих знаний.

Библиотечное краеведение как составная часть общего краеведения имеет цель выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование все материалы, связанные по содержанию с определенной местностью. Большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к краеведческому воспитанию. Целенаправленность этой системы на развитие познавательного интереса подрастающего поколения к природным и историко-культурологическим ценностям народов России открывает новые возможности повышения уровня образовательной деятельности библиотеки. В этом направлении исследуются и пути повышения уровня патриотического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время назрела необходимость теоретического осмысления накопленного опыта патриотического воспитания детей средствами краеведения и инновационного подхода к методам, формам, средствам образовательной деятельности библиотек. Поэтому в настоящее время проблема патриотического воспитания детей средствами краеведения становится одной из актуальных тем. Это и определяет актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени изучен широкий круг вопросов, связанных с проблемами патриотического воспитания подрастающего поколения. Изучение данной проблемы показывает, что исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности.

Отдельные вопросы патриотического воспитания нашли свое отражение в трудах многих российских педагогов, психологов, философов, политических деятелей: А. Вырщикова, Ю. Колесова, О. Лебедевой, Д. Лихачева, А. Павлова, В. Сухомлинского.

Значительный вклад в разработку теоретических основ патриотического воспитания внесли Е. Ефимов, Н. К. Ушинский, В. Сухомлинский,В.Ф.Фарфоровский.

Наиболее яркое, идеологизированное понятие патриотизма проявилось в советский период. Появляется, так называемый пролетарский, советский, социалистический, патриотизм. Эту тему рассматривают в соответствующих работах авторы Л.А. Бублик, Ю.С. Васютин, Н.П.Конжиев, А.Д. Лизичев, Т.Л.Садофьева, В.С.Чудный.

Психолого-педагогическое направление патриотического воспитания раскрыто в исследованиях Т.А. Касимовой, Л.М. Курганской.

В исследованиях по патриотическому воспитанию О.С. Газмана, А.П. Кабаченко, Ю.Е. Окуневой рассматриваются вопросы о целях, задачах и сущности патриотического воспитания.

В настоящее время российское общество становится свидетелем возрождения краеведения.

Содержание понятия край, краеведение, а также краеведческая деятельность раскрыли в своих работах Ю.П.Мелентьева, Н.Е. Поздеева. В разное время некоторые аспекты краеведения в библиотеках рассматривались в трудах ученных: В.Г.Афанасьева, Н.В.Шаталовой.

Изучение оптимизации методики патриотического воспитания средствами библиотечного краеведения представлено в трудах И.И. Ганицкой, Р.Геры, Н.Ф. Горбачевской, И.А. Степановой, Н.М. Щербы. По мнению Н.М. Щербы, под библиотечным краеведением понимается «многоаспектная деятельность библиотечных работников в тесном контакте друг с другом, а также специалистами и знатоками края по поиску, приобретению, организации, учету и всестороннему раскрытию содержания произведений печати, рекламе знаний о крае и т. д.

Основные направления деятельности детских библиотек России по патриотическому воспитанию представлены в работах ученых: Н.В. Бубекино Н.Г.Елфимовой, В.И. Лесняка. Многочисленные статьи в профессиональной периодике описывают опыт библиотек по патриотическому воспитанию детей, среди авторов: И.В. Валиулина, Н. Макеева, Л.Н.Скороходова.

Краеведческая деятельность детских библиотек отражена в работах Г. Нефедова, О.И. Скорохода. Традиции и инновации в краеведческой деятельности проанализированы в работах и исследованиях ученых Г.В Филонова , А. Черногорова.

Несмотря на многочисленные публикации о деятельности библиотек по патриотическому воспитанию детей, среди них нет ни одного обобщающего исследования по теме «Патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек». Поэтому предлагаемая работа является лишь первым шагом в этом направлении.

Цель исследования. Рассмотреть патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек.

Задачи исследования:

- уточнить сущность понятия «патриотизм», как важнейшей ценности воспитания;

- изучить краеведение как важное направление, формирующее основы патриотического воспитания;

- проанализировать основные направления деятельности детских библиотек России по формированию патриотического воспитания детей;

- исследовать практический опыт краеведческой деятельности конкретной библиотеки в области патриотического воспитания детей.

Объект исследования: патриотическое воспитание читателей детских библиотек.

Предмет исследования: патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек.

Методы исследования. В данной работе применялся комплекс методов:

- аналитический;

- исторический;

- синтетический;

- библиографический;

- метод цитирования.

Гипотеза исследования основывается на том, что формирование патриотизма как нравственного качества личности читателя-ребенка будет осуществляться в процессе краеведческой деятельности детских библиотек, благодаря рассмотрению сущности патриотизма, изучению краеведения как источника патриотических идей воспитания, анализированию опыта деятельности детских библиотек по патриотическому воспитанию средствами краеведения. Библиотека в данном случае рассматривается как один из масштабных информационных, воспитательных и образовательных институтов, уделяющих всему комплексу вопросов связанных с патриотическим воспитанием детей.

Таким образом, данное исследование представляет собой попытку дать объективный анализ патриотическому воспитанию в деятельности детских библиотек средствами краеведения.

Новизна и практическая значимость работы. Данная работа может быть полезной студентам специальности «Библиотечно-информационная деятельность» и студентам педагогических ВУЗов при изучении специальных курсов и дисциплин «Региональное библиотековедение», «Библиотечно-библиографическое краеведение», для педагогов как методическое пособие при работе с детьми, а также библиотечным работникам, деятельность которых связана с обслуживанием детей.

Апробация результатов исследования. Данная работа прошла апробацию на 7-ой научно- практической конференции «Библиотечное дело в XXI веке» (декабрь 2009г.) в виде доклада «Формирование патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере центральной детской библиотеки г. Демидов ».

Композиционные особенности работы. Цели и задачи исследования определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

В первой главе «Теоретические основы патриотического воспитания детей средствами краеведения» раскрыт генезис понятия «патриотизм». Предпринята попытка раскрыть развитие системы патриотического воспитания и обосновать патриотизм как важнейшую ценность воспитания. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Изучено краеведение как важное направление, формирующее базовые основы патриотического воспитания. В настоящее время российское общество становится свидетелем возрождения краеведения. Задачи воспитания любви к своему краю, познание его истории традиционно ставят перед собой библиотеки, в том числе и детские, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей, в том числе при помощи распространения краеведческих знаний.

Во второй главе «Оптимизация методики патриотического воспитания детей средствами библиотечного краеведения» рассматривается практический опыт детских библиотек России, и определяются пути оптимизации использования краеведческой литературы, краеведческих знаний (исторических, экологических, литературных и т.д.) в патриотическом воспитании читателей - детей. Дается анализ инновационных форм работы современных детских библиотек по патриотическому воспитанию. Библиотеки России всегда были и остаются достойными хранителями патриотической традиции в общества. Их опыт воспитания подрастающего поколения в духе верности Отечеству нуждается в поддержке, изучении и распространении. В связи с этим в работе рассматриваются формы и методы работы конкретной библиотеки по патриотическому воспитанию. А в частности – МУ ЦБС центральной детской библиотеки г.Демидова Смоленской области.

Новые статьи:

Программа факультативного курса "Прозвища в речи"
1) Цели и задачи. Данный факультатив предполагается учащимся средних классов, а также возможен и в вузовской программе. Цель программы "Прозвища в речи" - уточнить, расширить, углубить и дополнить программу "русская диалектология". Привлекая внимание учащихся необходимыми сведен ...

Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, занятиями, играми, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда п ...

Возрастные особенности эмоционально-ценностного компонента у младших школьников
Возрастное развитие человека - это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности. Динамика перехода от одного возр ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru