Информация о педагогике » Влияние логопедической работы на процесс развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР » Изучение процесса формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи в условиях обучающего эксперимента

Изучение процесса формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи в условиях обучающего эксперимента

Второй частью нашего исследования было проведение обучающего эксперимента. Его основной целью было совершенствование существующих методических приемов и коррекционных подходов к формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для достижения намеченной цели нами были поставлены задачи экспериментального обучения:

– Проведение коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень);

– Выявление психолого-педагогических условий и реализация возможностей каждого ребенка в составлении грамматически правильно оформленного предложения;

– Разработка системы упражнений, игр и занятий, способствующих формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР;

– Определение основных направлений дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия по формированию грамматического строя речи у детей.

Для реализации задач обучающего эксперимента нами была составлена программа обучающего эксперимента.

Методика формирующего эксперимента отличалась от методики, принятой нами в констатирующем исследовании.

В основу данной работы были положены системы коррекционно-логопедического обучения, методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.).

Данная методика на наш взгляд является наиболее перспективной в совершенствовании процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой стороны – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Программа коррекционно-логопедической работы рассчитана на I и частично на II период первого года обучения детей 6-7 года жизни с общим недоразвитием речи. Эта программа была реализована нами в период с 22 сентября 2006г. по 21 января 2007г. на базе того же Муниципального дошкольного образовательного учреждения №26 (коррекционного вида) г. Вологды. Для участия в эксперименте отобранная нами группа детей в количестве 18 человек была поделена на 2 группы по 9 человек детей в каждой группе с логопедическим заключением ОНР III уровень.

Первая группа детей занималась по традиционной методике для детей с ОНР (авторы Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина).

Вторая группа детей занималась по методике «Формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.).

Основной формой коррекционно-логопедической работы по формированию и развитию словообразования в ходе опытного обучения были учебные логопедические занятия, проводимые по подгруппам (4-5 человек). Логопедические занятия по формированию словообразования проводились 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут, в первой половине дня. Обучение осуществлялось с учетом указаний и рекомендаций по организации обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Экспериментальное обучение состояло из трех этапов, каждый из которых состоял из серии занятий, упражнений и дидактических игр, направленных на формирование словообразования.

Новые статьи:

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, дел ...

Педагогические приемы профилактики неуспеваемости школьников при изучении иностранного языка
В зависимости от причин неуспеваемости могут быть применимы различные подходы к ее преодолению. В задачи учителя входит в первую очередь диагностика причин школьных неудач в каждом отдельном случае и разработка стратегии и тактики педагогической деятельности учителя, которые предполагают установлен ...

История создания системы развивающего обучения
Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым, который в 50х— 60х гг. разработал новую систему начального обучения, сочувственно встреченную педагогической общественностью, но так и не прижившуюся в то время в школе в силу известных обстоят ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru