Информация о педагогике » Влияние логопедической работы на процесс развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР » Изучение процесса формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи в условиях обучающего эксперимента

Изучение процесса формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи в условиях обучающего эксперимента

Второй частью нашего исследования было проведение обучающего эксперимента. Его основной целью было совершенствование существующих методических приемов и коррекционных подходов к формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для достижения намеченной цели нами были поставлены задачи экспериментального обучения:

– Проведение коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень);

– Выявление психолого-педагогических условий и реализация возможностей каждого ребенка в составлении грамматически правильно оформленного предложения;

– Разработка системы упражнений, игр и занятий, способствующих формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР;

– Определение основных направлений дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия по формированию грамматического строя речи у детей.

Для реализации задач обучающего эксперимента нами была составлена программа обучающего эксперимента.

Методика формирующего эксперимента отличалась от методики, принятой нами в констатирующем исследовании.

В основу данной работы были положены системы коррекционно-логопедического обучения, методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.).

Данная методика на наш взгляд является наиболее перспективной в совершенствовании процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой стороны – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Программа коррекционно-логопедической работы рассчитана на I и частично на II период первого года обучения детей 6-7 года жизни с общим недоразвитием речи. Эта программа была реализована нами в период с 22 сентября 2006г. по 21 января 2007г. на базе того же Муниципального дошкольного образовательного учреждения №26 (коррекционного вида) г. Вологды. Для участия в эксперименте отобранная нами группа детей в количестве 18 человек была поделена на 2 группы по 9 человек детей в каждой группе с логопедическим заключением ОНР III уровень.

Первая группа детей занималась по традиционной методике для детей с ОНР (авторы Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина).

Вторая группа детей занималась по методике «Формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.).

Основной формой коррекционно-логопедической работы по формированию и развитию словообразования в ходе опытного обучения были учебные логопедические занятия, проводимые по подгруппам (4-5 человек). Логопедические занятия по формированию словообразования проводились 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут, в первой половине дня. Обучение осуществлялось с учетом указаний и рекомендаций по организации обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Экспериментальное обучение состояло из трех этапов, каждый из которых состоял из серии занятий, упражнений и дидактических игр, направленных на формирование словообразования.

Новые статьи:

Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис
Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Р.М. ...

Необходимость формирования фонетических навыков у младших школьников
На начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это нужно для нормального функционирования устной речи учащихся. Хорошо отра ...

Клинико–психолого–педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения головного мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях. У многих из них выя ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru