Логопедическая работа с дошкольниками до сих пор в ряде случаев осуществляется без учета конкретных данных системного процесса речевого развития ребенка, а также без учета своеобразных закономерностей дизонтогенеза речи. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей.
Формирование лексико-грамматического строя речи проводится без данных взаимозависимого усвоения детьми лексических и грамматических элементов родного языка.
В основу формирования правильной устной речи дошкольников положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.
Выдающийся советский лингвист А.Н.Гвоздев [20,С.90] писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Именно в предложении формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением».
Формирование практических грамматических умений осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Наиболее значимым, для формирования практических грамматических умений являются занятия закрепления, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных упражнений. Изучению особенностей формирования грамматического строя языка у дошкольников с ОНР посвящена наша работа.
Цель исследования:
Показать влияние логопедической работы на процесс развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования
:
Особенности формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования
:
Процесс формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях.
Для достижения целей исследования решались следующие задачи
:
1. Изучить логопедическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР.
2. Выявить и проанализировать в ходе экспериментального изучения особенности грамматического строя речи у детей с ОНР.
3. Подобрать методику исследования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
4. Составить методический комплекс коррекционных заданий для развития грамматического строя речи у детей с ОНР.
5. В ходе экспериментального обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.
Психология как учебный предмет в вузе
В последнее десятилетие обозначился беспрецедентный по масштабам и темпам в истории России рост психологического образования, отвечающий потребности в психологической культуре труда, общения, жизнедеятельности людей и организаций. Открываются не только новые психологические факультеты в университет ...
Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки. Но нравст ...
Анализ программ по истории костюма и орнамента Древнего
Египта
Следует обратить внимание на то, что на уроке декоративно – прикладного искусства в ДХШ достаточно трудно полноценно раскрыть изобразительную и выразительную силу и возможности орнамента, не имея отработанной системы, комплекса методических приемов их изучения как средства эстетического воспитания, ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.