Развитие методики преподавания в начальной школе

Страница 1

Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко – обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени историческое образование начиналось в ос­новной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной на­чальной ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими ин­терес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов, Министерство образова­ния РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основ­ной школы в начальную.

Сегодня учебный план четырехлетней начальной школы предусмат­ривает преподавание пропедевтических курсов истории и обществознания в Ш - IV классах. Две образовательные области - «Естествознание» и «Обществознание» - объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», который призван интегрировать знания о человеке, природе и обществе.

В соответствии с базисным учебным планом образовательный ком­понент «Окружающий мир» может быть представлен в двух вариантах:

I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс;

II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, естествоведческим и обществоведческим курсами в III - IV классах.

На изучение обществоведческого курса отводится по одному часу в неделю.

Образовательная область «Обществознание» представлена двумя разделами: «Общество» и «История Отечества». Раздел «Общество» на­целивает на формирование у младших школьников представлений о род­ной стране, ее законах, государственной символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира. Раздел «История Отечества» предусматривает предварительное (пропе­девтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым род­ной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт наших предков) чувств.

В настоящее время для начальной школы, в соответствии с различны­ми концепциями, разработано несколько УМК и образовательная область «Обществознание» в них представлена в двух вариантах:

1) обществоведческий и естествоведческий материал дается интегриро­вано, как, например, в учебниках по окружающему миру Плешакова А.А. -«Мир вокруг нас» ( УМК «Школа России»), Виноградовой Н.Ф. - «Окру­жающий мир» ( УМК «Школа XXI века»), Поглазовой О.Т. - «Окружающий мир» (УМК «Гармония»), Саплина А.И., Саплиной Е.В., Сивоглазова В.И. -«Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»), а также Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. - «Мы и окружающий мир» (УМК для с-мы Занкова Л.В.);

2) отдельным курсом, например, вводный историко-обществоведческий курс (авторы Д.Д. Данилов, СВ. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (III класс) и «Человек и человечество» (IV класс), разработанный в рамках образовательной программы «Школа 2.100», а также курс для традиционного направления в начальной школе - «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее», автором кото­рого является Н.И. Ворожейкина (учебник для Ш класса «Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова; учебник для IV класса «Наша Родина и современный мир. Бе­седы о России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, Д.В. Заяц).

Знание и ценности тесно взаимосвязаны, в отдельности от знаний цен­ности не существуют. Если говорим о знании, то подразумеваем формы его выражения в соответствующих значениях. Если говорить о системе ценно­стей, то имеем в виду их содержание наполненное смыслом. Для того чтобы вещи, явления имели значение ценности, они должны быть предварительно информационно нагруженными, т.е. субъект об этих вещах, явлениях, дол­жен иметь предварительное знание и суждение, как предпосылочное знание. Такое «предпосылочное» знание закладывается и на страницах школьных учебников, являясь при этом одним из условий формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру.

Знание истории позволяет человеку ориентироваться в современном мире, достигать взаимопонимания между людьми, представляющими раз­личные культурные, религиозные, этнические традиции, а также расширяет его мировосприятие. Для того, чтобы человек осознал себя в мировой «реке времен», важно понимать ценности людей прошедших эпох, их стремления и достижения. Этот опыт бесценен в начале XXI века, когда от выбора ис­торического пути, совершаемого каждым человеком в отдельности, зависит будущее России. Изучение исторического опыта человечества через осозна­ние ценностей общества, личностей в истории, помогает представить образ окружающего мира в ретроспективном аспекте, способствует осмыслению значимости современных социальных событий и явлений, пониманию ок­ружающих людей и себя в этом мире.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Педагогические условия, направленные на формирование технических умений в процессе продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста
Определение условий эффективной организации художественно – творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывает интерес исследователей. Само понятие «условия» определяется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [19, 729]. Большинство исследователей, такие как В.И ...

Эффективность исследовательской деятельности, как средство сенсорного развития детей
В представлении великого чешского педагога Я.А. Коменского природа – это единство макро- и микромира. Человек, этот своеобразный микромир, должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей п ...

Диагностика конкурентоспособности студентов факультета технологий и профессионального образования
При выборе методики исследований для изучения уровня конкурентоспособности личности студента за основу был взят общепризнанный в России подход В.И. Андреева, как наиболее полно отражающий все аспекты конкурентоспособности личности. Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкуре ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru