Развитие методики преподавания в начальной школе

Страница 2

Однако, говоря о реализации ценностного воспитательного потенциала истории, возникают следующие вопросы: На какой ступени школьного обра­зования следует начинать «воспитание историей»? Как с помощью историче­ских знаний помочь ребенку самоопределить себя в окружающем мире?

История для младших школьников в том или ином виде входит в число предметов, в учебный план школы, содействуя современному развитию об­разования в России и выдвижению на первый план идеи гуманизации лич­ности, демократизации школ, всестороннего развития личности, гражданст­венности учащихся.

Известно, что условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу духовно-ценностной и практической ориен­тации ребёнка) создаются в начальных классах. Начальная школа представ­ляет собой фундамент, на котором основывается обучение и воспитание. Главная идея обучения, которая закладывается на современном этапе, - это всестороннее развитие ребенка. По мнению Л.В. Занкова, в развитии мыш­ления школьников история играет значительную роль, поскольку с ее изу­чением происходит еще большее расширение объема мышления, не только в пространстве, но и во времени, что развивает способность осмысливать прошлое всего человечества, выходящее за пределы личной жизни и жизни окружающих людей. [15]

Но на пути «омоложения» изучения историко-обществоведческих кур­сов стоят психологические препятствия. Младший школьник не готов к изучению гражданской истории как самостоятельного предмета. Для этого необходим определенный социальный опыт, накопление разнообразных и содержательных представлений о современной жизни, о происходящих в ней изменениях. На этой основе зарождается интерес к прошлому. Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого, появляется вследствие познания современной жизни, иногда участия в ней. Интерес к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей необыкновенно­стью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказ­ку, хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III - IV классов уже хочет знать, где правда, где вымысел. Стремление и умение различать быль от сказки -одна из главных предпосылок изучения истории. Без этого изучение исто­рии не приведет к желаемой цели. В сознании ребенка будут мирно сосуще­ствовать сказочные и реальные сюжеты и герои.

В.А.Сухомлинский отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом исторических событий; читать им рассказы о прошлом человечества, тогда в сознании ребёнка формируется первое поня­тие о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии.

Д.Б. Давыдов, Д.Б. Эльконин указывали, что младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, когда происходит перестройка всей систе­мы отношений ребенка с действительностью. В исследованиях Л. И. Божович, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман установ­лено, что в младшем школьном возрасте интенсивно формируются интеллекту­альные, нравственные и социальные качества в процессе постижения окру­жающего мира: природы, человеческих отношений, деятельности людей. Пси­холого-педагогическими особенностями младшего школьника в освоении ок­ружающего мира являются эмоциональность, любознательность, развитие мышления и познавательного интереса. Мышление в младшем школьном воз­расте характеризуется появлением возможности к 3-4 классу построения оце­ночных суждений, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементар­ной абстракции. Такие качества помогают ребенку не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность некоторых явлений, вскрывать их при­чины. Талызина Н.Ф. указывает, что в младшем школьном возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков. Важно учить детей радоваться радостью других, учить их со­переживать. В младшем школьном возрасте, по наблюдениям Л. Божович, не только возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в до­школьном возрасте, изменяют свой характер и содержание. Автор указывает на происходящее «именно в данный период развития особенно интенсивное фор­мирование моральных чувств ребёнка». [15]

Ученые-педагоги – Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, В.А. Максако­ва, В.И. Петрова - констатируют у младших школьников навыки общест­венного поведения, наличие деятельностного опыта, осмысленное отно­шение к окружающему миру.

Выводы ученых ориентируют учителя начальной школы на создание ус­ловий, обеспечивающих включение учащихся в такие виды деятельности, в ко­торых младший школьник может реализовать возрастные и личностные воз­можности. Практический опыт показывает, что для такой реализации требуется введение учащихся в культурную и гражданскую жизнь социума. Именно пози­тивная контактность с социумом развивает и закрепляет позитивное ценностное отношение ребенка к окружающему миру. Объединение познавательного и культурно - гражданского пространств, в которые включен младший школьник, позволяет ему осмысливать, прочувствовать и принимать позитивные ценности общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии
Одним из условий развития творческой познавательной деятельности учащихся является изучение природы в реальных условиях её существования. Оно реализуется через организацию целенаправленного восприятия природы в процессе наблюдений объектов и явлений природы родного края. Целенаправленное восприятие ...

Формирование познавательного интереса как психолого-педагогическая проблема
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в ...

Понятие технологии культурологической драматизации
Исследуя процесс нравственного воспитания в Этнокультурном и Кросскультурном социумах, Ферапонтов Г.А. выделяет 10 положений, которые могли бы лечь в основу культуроразвивающей и культуротворческой педагогической технологии: Положение Н.А. Бердяева о том, что в человеке, с одной стороны, «заключены ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru