Развитие методики преподавания в начальной школе

Страница 4

Рассматривая область чувств человека и характер ее связи с лично­стью, необходимо различать: а) переживание того или иного чувства; б) по­явление у человека устойчивого эмоционального отношения, характеризую­щегося определенным содержанием и проявляющегося в различных пере­живаниях и поступках; в) появление устойчивого эмоционального образо­вания как существенного качества личности, как важного свойства лично­сти человека.

Понятно, что, когда речь идет о формировании ценностного отноше­ния, подразумевается не то, что в какой-то момент однократно появится но­вое переживание, а то, что появившееся переживание явится выражением известного сдвига и эмоциональной сфере человека, выявлением образова­ния нового чувства. Это новое чувство будет проявляться при соответст­вующей жизненной ситуации в повторных и сходных по своему характеру переживаниях, и выражаться в действиях.

Исходя из вышеперечисленных положений, характеризующих психо­лого-педагогические особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру, рассмотрим образователь­ный и воспитательный потенциал историко-обществоведческих знаний как источник ценностного отношения.

В мировой образовательной практике до второй половины XX века тради­ционным считалось, что историю изучают для запоминания исторических фак­тов и извлечения из истории положительных примеров. Главное внимание в ис­торическом образовании в этот период, как правило, уделялось формированию патриотических идей, государственных ценностей, в частности, в России тра­диционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом извлече­ние из истории положительных примеров и называлось «воспитанием истории». Однако, начиная примерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах исторического об­разования. Соответственно, стали меняться требования и запросы к содержа­нию исторического образования.

Е.Е. Вяземский выделяет ряд факторов, которые являются определяю­щими в реализации воспитательного потенциала истории:

- история, способствующая ретроспективному мышлению учащихся, помогает человеку приобрести исторический опыт, без которого трудно объективно оценить социально-экономические, политические и культурные объекты, процессы;

- историческое образование, которое является основой для формирова­ния критического мышления учащихся;

- исторические знания, историческая компетентность, которые являют­ся неотъемлемой частью общей культуры человека, базовым основанием для формирования собственной точки зрения человека по всем актуальным для человечества проблемам прошлого и настоящего.

- демократическое образование и воспитание в духе ценностей демо­кратии, ценности прав человека, базируются на историческом фундаменте, исторических знаниях.

- гражданское воспитание как социально-педагогическое во многом ба­зируется на исторической основе. [5,27]

История занимает особое место в системе гуманитарного образования. По мнению Н.В. Загладина, человек, не знающий историю, не может ориен­тироваться в окружающем его мире, не способен адекватно реагировать на реальности социальной политической жизни. Е.Б. Евладова подчёркивает, что «обращение к истории должно стать поводом для обращения к себе, к собст­венным достоинствам и недостаткам, только так, соотнося общее и частное, по­нимая ответственность отдельного человека за свою судьбу и за судьбу страны, можно рассчитывать на становление граждан и патриотов».2

На уроках истории представляется возможность обсудить учебную информацию с разных точек зрения, привести школьника к пониманию ценностей других людей , причин отличного от «своего» взгляда на одни и те же события. На это обращает внимание О.Ю. Стрелова, указывая, что ««заговорить» или «поспорить» друг с другом, в частности на уроках исто­рии могут следующие субъекты диалога культур и поколений: главные дей­ствующие лица исторического сюжета и их современники; учебники и ис­торические герои; авторы учебников и современники «героев»; читатели (учителя и школьники) с авторами учебных книг; читатели могут вступить в диалог с персонажами прошлого; они же (педагоги и школьники) могут обсуждать волнующие их проблемы между собой». Пока мы не установим диалог с текстом, не «оживим» его своим отношением, он останется нами не понят. Уровень понимания и стиль общения необходимы для формиро­вания личностного ценностного отношения, раскрывают феномен ценност­ного отношения человека. [14,136] Общение порождает общность ценностей, кото­рая достигается внутренним приятием, переживанием ценностей другого человека. Механизмом ценностного общения, согласно точки зрения М.С. Кагана, является диалог.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru