Российская экономика пребывает в условиях глубоких преобразований, осуществляемых как на макро, так и на микроуровнях. Сердцевина процесса - адаптация всех экономических субъектов к рыночным условиям хозяйствования. Этот процесс затронул все отрасли народного хозяйства, в том числе и такую важную, как образование.
Возникает необходимость поиска оптимального баланса интересов потребителей образовательных услуг и тех, кто эти услуги предлагает, разумного сочетания макроэкономических аспектов, выраженных в методах государственного регулирования, и микроэкономических моделей управления, связанных с особенностями работы в рыночных условиях.
До недавнего времени в зарубежных и отечественных работах, посвященных экономике образования, преобладал методический уклон: проблемы методики обучения, оптимизация режимов обучения, программ обучения.
Для этой сферы, и в первую очередь для образования, представляется перспективным "поменять знак" в направлении анализа, двигаясь не от методики к преподаванию, а от конечного потребителя к производителю соответствующих услуг.
В современных же условиях особую актуальность приобретают аспекты организационно-правового обеспечения, маркетинга, финансово-кредитной и инвестиционной деятельности, нового осмысления возможностей экономико-математического моделирования с учетом изменений в хозяйственной жизни и достижений в области компьютерных и информационных технологий.
Отмеченные предпосылки обусловили цель работы и пути ее реализации.
Целью работы является исследование регионального рынка образования.
Для реализации этой цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Создать методы решения задач анализа и прогнозирования услуг образования в региональной образовательной системе, дифференцированных по группам потребителей, учитывающих характер платежных взаимоотношений, которые бы обеспечивали надлежащий уровень качества прогнозов и были доступны для регулярного использования.
2. Разработать методы анализа и мониторинга решений, принятых на основе указанных прогнозов, а также методы стимулирования платежеспособного спроса, в том числе и с учетом итогов эксперимента по снижению тарифов, проведенного по инициативе Региональной образовательной комиссии в Новосибирской области.
Опробовать предложенные методы на практике, обобщить полученные результаты и выработать предложения по тиражированию рекомендаций.
Объектом исследования
является региональный рынок образования. Конкретным регионом для анализа стал образовательный рынок Барнаула и Алтайского края.
Предмет исследования
- методы исследования данного рынка.
Теоретической базой исследования
являются системный анализ процессов управления, методы углубленной бизнес-диагностики и экономического анализа, наблюдения и сбора информации (анкетирование и интервьюирование), классификации, экспертных оценок, эконометрии и машинной имитации, а также методы активизации обучения.
Общая характеристика детей младшего
школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде в ...
Видеоурок
Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для то ...
Освоение культурологического образа на второй стадии культурологической
драматизации
Освоение культурологического образа школьниками среднего и старшего возраста имеет свои особенности. Прежде всего, их социокультурное и кросскультурное пространство качественно изменилось. Изменился и сам способ освоения культурологического образа. 2 КО теперь не только устный результат воображения ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.