Информация о педагогике » Особенности учебной и обучающей деятельности в русле компьютерного обучения

Особенности учебной и обучающей деятельности в русле компьютерного обучения

Страница 1

Компьютеризация в наше время охватила все сферы деятельности и неотвратимо входит в одну из самых консервативных областей – образование. Инертность системы образования – качество положительное, поскольку ставит заслон в сфере обучения быстро проходящей моде, конъюнктуре, личностным амбициям руководителей. Вместе с этим эта система должна соответствовать перспективным тенденциям социального и интеллектуального развития общества, на данном этапе – должна способствовать переходу к информационному обществу.

Компьютеризация системы образования – это не просто «введение» компьютеров в традиционный процесс обучения, а кардинальная перестройка всей системы обучения. Меняется содержание деятельности учителя и обучающихся, структура и организация учебного процесса, формируются другие методологические, психологические, дидактические основы преподавания и обучения. Пока российская школа находится на начальном этапе внедрения информационных технологий в обучение, компьютеризация носит скорее количественный характер, системный подход только декларируется. И эта ситуация тем скорее разрешится, чем быстрее сформируется ИКТ-компетентность школьного учителя, принимаемая как способность решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных компьютерных технологий.

Будущее компьютерного обучения в значительной мере зависит от того, удастся ли реализовать эффективные способы управления учебной деятельностью. Психологические проблемы разработки таких способов принадлежат к числу актуальных. В настоящее время наибольшее распространение получили два подхода к компьютерному обучению. Согласно одному из них, обучение строится исключительно на основе обратной связи и подкрепления правильных ответов. Индивидуализация обучения осуществляется с учетом анализа продукта деятельности – результата решения задачи. Отличительная особенность другого подхода состоит в том, что обучение трактуется как совместное с компьютером решение учебной задачи и главное внимание уделяется правильному и быстрому его осуществлению.

Указанные подходы получили распространение не только за рубежом, но и у нас, причем многие просто копируют зарубежные образцы, иногда даже не задумываясь о том, какие психологические принципы послужили основой для разработки обучающих программ. При этом копии по своим дидактическим возможностям нередко значительно уступают оригиналу.

Теоретической основой первого подхода является бихевиоризм. Компьютерные системы обучения в рамках данного подхода реализуют поведенческие модели управления. Здесь внимание уделяется как можно более полному контролю явного поведения и условий учения, акцент делается на обучающих программах, директивных по стилю и обеспечивающих адаптацию к индивидуальным особенностям обучаемых на основе их ответов. На разработки таких программ большое влияние оказала концепция программированного обучения Б. Скиннера.

Другой подход характерен для многих диалоговых систем с вырожденными обучающими функциями. Для примера можно привести системы, где моделируется поиск неисправностей в электронных схемах, установление медицинского диагноза и т.д. Одна из наиболее известных систем, предназначенных для обучения поиску неисправностей в электронной схеме SOPHIE, автоматически подбирает для обучающего различные по сложности задачи. Обучаемый может получить необходимые ему сведения о схеме, выдвинуть свою гипотезу, попросить оказать помощь. Система может оценить плодотворность его гипотезы, осуществить диалог в языке, близком к естественному.

В системы, где моделируется постановка медицинского диагноза, закладываются различные признаки заболеваний, и обучаемый, запрашивая определенные сведения, ставит диагноз, а иногда и назначает лечение. Основное достоинство этих систем состоит в том, что обучаемый может апробировать различные приемы постановки диагноза, причем результаты всех его действий налицо. Это позволяет ему избежать непродуманных действий, научиться выбирать нужные сведения. Следует отметить, что указанные системы моделируют в основном зрелую деятельность, и упор при этом делается не на формирование оптимальных стратегий установления диагноза, а на учение в процессе собственного опыта. Применение таких систем в обучении открывает широкий простор для решения задач путем проб и ошибок. Это, естественно, снижает дидактические возможности указанных систем, что признают и зарубежные психологи.

Одна из основных проблем управления учебной деятельностью с помощью компьютера состоит в разработке модели решения учебных задач, которая может быть заложена в обучающую систему. Психологами создан ряд моделей решения задач, весьма эффективных для исследования психологических механизмов мышления, но не все они могут быть реализованы в компьютерных обучающих системах. Одной из возможных для такой реализации и, на наш взгляд, весьма продуктивной является разработанная модель решения учебных задач. Она позволяет, формализовано описать основные этапы решения задачи, начиная от построения ее структуры и кончая проверкой правильности решения. Это обеспечивает компьютерное управление процессом решения задач на каждом этапе.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Материалы, используемые в учебном процессе
Древесные материалы. Хотя древесина является сравнительно распространенным и доступным материалом, ее доставка, подготовка к окончательной обработке и хранение требуют довольно много забот. В растущем дереве основная масса древесины образуется в стволе. Ствол срубленного дерева несложно распилить н ...

Необходимость повышения конкурентоспособности России на мировом рынке
В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности. С экономической точки зрения - это способность страны в усл ...

Каковы потенциальные издержки принятия Россией Болонской модели и каковы пути их минимизации
Потенциальные издержки принятия Россией Болонской модели могут состоять в некритическом заимствовании опыта стран, практикующих использование соответствующей системы. Эта система, в основе своей англо-саксонского происхождения, вообще говоря, не ставит своей целью получение специалистов, обладающих ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru