Структура познавательной активности студентов

Страница 1

Говоря о понятии структуры, необходимо отметить, что в общенаучном смысле структура любого явления или процесса представляет собой определённое сочетание элементов и частей. Элементы находятся в определенном взаимоотношении: как в связи друг с другом, так и в связи между собой в целое, причем каждый элемент в структуре занимает определенную позицию и обладает определенными свойствами. Под структурой я понимаю строение и внутреннюю форму организации системы, выступающую как единство устойчивых взаимосвязей между элементами. Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. Под элементом мной понимается объект, обладающий свойствами целого, способный к относительно самостоятельному существованию и входящий в состав системы.

Рассмотрим каждый элемент структуры познавательной активности и начнём с внутреннего аспекта познавательной активности.

Потребность – это состояние человека нужды в чём-то, зависящее от конкретных условий существования. М.Н. Скаткин считает, что потребность нельзя наблюдать в открытом виде: она недоступна глазу. То, что мы видим, измеряем в эксперименте, суть действия. Мы можем делать умозаключения о свойствах потребности, о ее количественных и качественных параметрах. В этом движении извне вовнутрь мы и проходим промежуточную стадию, именуемую термином «активность»: деятельность-активность-потребность. Активность – это потребность, уже отягощенная материей движения и слов, предвкушений и воспоминаний (опыта). Говоря, что субъект испытывает потребность, мы обычно доказываем это ссылками на последующую деятельность, которую он затем развивает. Говоря, что субъект познавательно активен, перечисляем состояния, еще не являющиеся деятельностью, но уже свидетельствующие о готовности к ней (признаки интереса, внимание, сигналы о настройке на начало работы).

Очень близко к понятию «познавательная активность» понятие любознательности, или любопытства, особенно распространенное в англоязычной психологической литературе. В нем также подчеркивается потребность в новой информации, готовность к ее переработке, ее инициативный и целеустремленный поиск.

Мотив – это опредмеченная потребность. Он может быть как материальным, так и идеальным, данным в восприятии, или только в воображении, мысли. За мотивом стоит всегда та или иная потребность. Большинство побуждений к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам:

- конечный результат деятельности;

- мотивация поощрения стимула;

- избегание неприятностей: избежать репрессий путём подчинения силе;

- привлекательность самого процесса деятельности.

Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Интерес и познание тесно взаимосвязаны.

Ю.К. Бабанский [18] выделил наиболее распространённые способы формирования познавательного интереса: актуальность и новизна содержания, раскрытие значимости знаний, наглядность, занимательность, эмоциональность, сравнение и аналоги.

Убеждение – это осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями (или мировоззрением).

Рассмотрим внешний аспект структуры познавательной деятельности.

Под целью педагогического процесса можно понимать идеально предполагаемый конечный результат, ожидаемый от взаимодействия преподавателя и студента. Четкая постановка перед студентами целей обучения связана с широким привлечением студентов к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому их применению на практике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru