Структура познавательной активности студентов

Страница 2

Под объектом М.Н. Скаткин рассматривает философскую категорию, которая выражает то, что, противостоит субъекту в его предметной и познавательной деятельности, то, на что направлена деятельность субъекта. Объективная реальность, существующая независимо от человека и его сознания, выступает как объект для его познания в разнообразных формах деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе исторического развития общества.

Действие – это такой процесс, мотив которого (т.е. то, ради чего оно совершается), не совпадает с его предметом (объектом), то есть с тем, на что оно направлено. Мотив принадлежит той деятельности, в которую данное действие включено. В дальнейшем сама цель может стать мотивом, и тогда, действие разворачивается в деятельность.

По мнению М.Н. Скаткина, важным элементом познавательной активности студентов является характеристика уровней её развития.

1. Воспроизводящая активность – характеризуется стремлением студента понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения (работа с печатным материалом, с компьютером, решение задач и т.д.).

2. Интерпретирующая активность – характеризуется стремлением студента к выявлению смысла изучаемого содержания; проникновению в сущность явления, стремление выявить связь, между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях. Характерным показателем познавательной активности является устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что студент стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3. Творческий уровень активности характеризуется стремлением студента глубоко проникнуть в сущность явления и для реализации этой цели искать и находить новые способы. Студент отличается высокими волевыми качествами, упорством и настойчивостью в достижении цели, его отличают широкие и стойкие познавательные интересы. Для этого уровня характерно использование исследовательской деятельности студента.

В соответствии с данной структурой М.Н. Скаткиным определены компоненты познавательной активности студентов:

– содержательно-операционный компонент, состоящий из системы ведущих (опорных) знаний, способов учения, сформированных интеллектуальных умений и навыков, проявляющихся в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности;

– эмоционально-волевой компонент, связанный с овладением опытом эмоционально-чувственного отношения к знаниям и включающий такие качества, как решительность, настойчивость, выдержку, постоянство интереса обучающихся к учебно-познавательной деятельности;

– рефлексивно-оценочный компонент, включающий рефлексию, самоконтроль и самооценку обучающихся; умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать способы и результаты своей деятельности, что является необходимым условием саморегуляции процесса усвоения знаний.

Следующие компоненты структуры познавательной активности выделяет B.C. Дашошенков [17]:

а) эмоциональное состояние личности, выражающее взаимодействие потребностей и мотивов, которые способствуют ориентации активности на преодоление возникающих затруднений в процессе познавательной деятельности. Внешними проявлениями признаков определенного эмоционального состояния личности являются проявления азарта, решительности, увлечения и т.п.

б) волевые усилия, которые позволяют продвигаться к намеченной цели познания, преодолевая возникающие затруднения. Внешними проявлениями будут являться настойчивость, стремление к мобилизации сил для преодоления трудностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Описание компетенции ОК-4
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" квалификация "бакалавр" предусматривает, что выпускник должен обладать определенными общекультурными компетенциями ( ...

Формирование познавательного интереса как психолого-педагогическая проблема
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в ...

Трудности изучения морфологии в начальных классах и пути их преодоления
Специфика морфологических понятий обусловлена своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начал ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru