Структура познавательной активности студентов

Страница 2

Под объектом М.Н. Скаткин рассматривает философскую категорию, которая выражает то, что, противостоит субъекту в его предметной и познавательной деятельности, то, на что направлена деятельность субъекта. Объективная реальность, существующая независимо от человека и его сознания, выступает как объект для его познания в разнообразных формах деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе исторического развития общества.

Действие – это такой процесс, мотив которого (т.е. то, ради чего оно совершается), не совпадает с его предметом (объектом), то есть с тем, на что оно направлено. Мотив принадлежит той деятельности, в которую данное действие включено. В дальнейшем сама цель может стать мотивом, и тогда, действие разворачивается в деятельность.

По мнению М.Н. Скаткина, важным элементом познавательной активности студентов является характеристика уровней её развития.

1. Воспроизводящая активность – характеризуется стремлением студента понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения (работа с печатным материалом, с компьютером, решение задач и т.д.).

2. Интерпретирующая активность – характеризуется стремлением студента к выявлению смысла изучаемого содержания; проникновению в сущность явления, стремление выявить связь, между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях. Характерным показателем познавательной активности является устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что студент стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3. Творческий уровень активности характеризуется стремлением студента глубоко проникнуть в сущность явления и для реализации этой цели искать и находить новые способы. Студент отличается высокими волевыми качествами, упорством и настойчивостью в достижении цели, его отличают широкие и стойкие познавательные интересы. Для этого уровня характерно использование исследовательской деятельности студента.

В соответствии с данной структурой М.Н. Скаткиным определены компоненты познавательной активности студентов:

– содержательно-операционный компонент, состоящий из системы ведущих (опорных) знаний, способов учения, сформированных интеллектуальных умений и навыков, проявляющихся в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности;

– эмоционально-волевой компонент, связанный с овладением опытом эмоционально-чувственного отношения к знаниям и включающий такие качества, как решительность, настойчивость, выдержку, постоянство интереса обучающихся к учебно-познавательной деятельности;

– рефлексивно-оценочный компонент, включающий рефлексию, самоконтроль и самооценку обучающихся; умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать способы и результаты своей деятельности, что является необходимым условием саморегуляции процесса усвоения знаний.

Следующие компоненты структуры познавательной активности выделяет B.C. Дашошенков [17]:

а) эмоциональное состояние личности, выражающее взаимодействие потребностей и мотивов, которые способствуют ориентации активности на преодоление возникающих затруднений в процессе познавательной деятельности. Внешними проявлениями признаков определенного эмоционального состояния личности являются проявления азарта, решительности, увлечения и т.п.

б) волевые усилия, которые позволяют продвигаться к намеченной цели познания, преодолевая возникающие затруднения. Внешними проявлениями будут являться настойчивость, стремление к мобилизации сил для преодоления трудностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Методическое использование тестирования В. П. Кузовлевым, Т. Клементьевой, О. В. Афанасьевой. Анализ учебно-методических комплектов
Изучая методическую литературу различных авторов, мы пришли к выводу, что тестированию как методу контроля умений и навыков английского языка уделяется не слишком много внимания. Поэтому для анализа были выбраны УМК трех методистов, которые, судя по их учебникам, придерживаются разных точек зрения ...

Упражнения и методические рекомендации для подготовки учащихся к сдаче заданий уровней В и С
Вторая часть существенно отличается от первой части. Основное отличие состоит в следующем. 1. Предлагается 10 задач без вариантов ответа. В каждой задаче следует получить и записать ответ. 2. Задачи данной части более сложные. Сложность задач связана с тем, что решение каждой из них это, как правил ...

Современное состояние психологической науки
По мнению Ф.Е. Василюка «Карта отечественной психологии за последние 10 лет изменилась, пожалуй, более радикально, чем карта Восточной Европы. Тогда, в 1985 г. над пустынными психологическими пространствами возвышались несколько академических крепостей (то были главным образом столичные психологиче ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru