Структура познавательной активности студентов

Страница 3

в) саморегуляция, как осознанное стремление действовать с целью реализации тех потребностей, которые возникают и осуществляются в процессе познавательной деятельности.

г) уровень овладения способами деятельности, от которого зависит быстрота познания. Внешние проявления: время и качество решения познавательных задач, стоящих перед учащимся, стремление к оптимизации процесса познания, нестандартный, креативный подход к выполнению заданий.

д) отношение к деятельности, которое определяет направленность и эффективность познавательной деятельности. Внешние проявления: активность, заинтересованность.

Можно сделать вывод о наличии большого числа разноплановых показателей, которые определяют виды, уровни активности. Одни исследователи во главу угла ставят внутреннее состояние учащегося, другие – деятельностные проявления. Между тем большинство выделяемых различными авторами компонентов структуры познавательной активности имеет сходное содержание, а признаки – общее по смыслу значение, что позволяет объединить некоторые из предлагаемых систем в единое целое.

Многими авторами не вычленяются в умственной деятельности особенности, присущие активности и активность рассматривается слитно с деятельностью. Например, Д.Б. Богоявленская и И.А. Петухова в зависимости от характера познавательной деятельности определяют следующие уровни интеллектуальной активности:

· репродуктивный (обучающиеся остаются, в основном, в рамках первоначально найденного способа деятельности);

· эвристический, который характеризуется стремлением усовершенствовать данную деятельность, искать новые способы решения;

· креативный – высший уровень интеллектуальной активности, характеризующийся инициативой в постановке и решении задач.

Аналогичный подход наблюдается в исследованиях И.А. Редковец, которая рассматривает четыре уровня познавательной активности (на основе состояния готовности):

§ Репродуктивная активность, характеризуемая готовностью овладеть готовыми знаниями, энергичной воспроизводящей деятельностью.

§ Аппликативная активность, для которой характерна готовность к энергичной выборочно-воспроизводящей деятельности.

§ Интерпретирующая активность, которую отличает готовность к энергичному толкованию, объяснению, раскрытию смысла того или иного процесса или явления.

§ Продуктивная активность, которую характеризует готовность к творческому созданию нового.

Т.Н. Шамова называет следующие уровни познавательной активности:

· Воспроизводящая активность, характеризуется стремлением студента понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу.

· Интерпретирующая активность. Она характеризуется стремлением студента к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления.

· Творческий уровень активности. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Подводя итог вышесказанному, я пришла к выводу, что наиболее приемлемы следующие уровни (виды) познавательной активности учащихся:

А) по отношению к деятельности:

Потенциальная активность, которая характеризует личность учащегося со стороны готовности, стремления к деятельности. В познавательной деятельности готовность, стремление к овладению объектом познания проявляется в осознании цели, поставленной учителем или самостоятельно. Реализованная активность характеризует личность через качество деятельности, которая выполняется субъектом в данном конкретном случае. Основными показателями активности на этом уровне являются: энергичность, интенсивность (быстрота, темп) деятельности; результативность, которая выступает внешним показателем активности и проявляется в достижении поставленной цели; самостоятельность, творчество; сила воли. Энергичная, усиленная деятельность, приводящая к достижению поставленной цели, предполагает настойчивость, решительность (волевые качества личности), а также желание деятельности (то, что характерно для потенциальной активности).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Психолого-педагогические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста
В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место. Под сенсорн ...

Проблема прочтения классики
Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодежь. Важно на ...

Анализ результатов экпериментальной работы
Для проверки эффективности различных подходов формирования технический знаний на занятиях "Технология" был проведен педагогический эксперимент. Целью экспериментальной работы являлось выявление наиболее эффективных технологий обучения школьников в формировании технических знаний. В этом к ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru