Структура познавательной активности студентов

Страница 3

в) саморегуляция, как осознанное стремление действовать с целью реализации тех потребностей, которые возникают и осуществляются в процессе познавательной деятельности.

г) уровень овладения способами деятельности, от которого зависит быстрота познания. Внешние проявления: время и качество решения познавательных задач, стоящих перед учащимся, стремление к оптимизации процесса познания, нестандартный, креативный подход к выполнению заданий.

д) отношение к деятельности, которое определяет направленность и эффективность познавательной деятельности. Внешние проявления: активность, заинтересованность.

Можно сделать вывод о наличии большого числа разноплановых показателей, которые определяют виды, уровни активности. Одни исследователи во главу угла ставят внутреннее состояние учащегося, другие – деятельностные проявления. Между тем большинство выделяемых различными авторами компонентов структуры познавательной активности имеет сходное содержание, а признаки – общее по смыслу значение, что позволяет объединить некоторые из предлагаемых систем в единое целое.

Многими авторами не вычленяются в умственной деятельности особенности, присущие активности и активность рассматривается слитно с деятельностью. Например, Д.Б. Богоявленская и И.А. Петухова в зависимости от характера познавательной деятельности определяют следующие уровни интеллектуальной активности:

· репродуктивный (обучающиеся остаются, в основном, в рамках первоначально найденного способа деятельности);

· эвристический, который характеризуется стремлением усовершенствовать данную деятельность, искать новые способы решения;

· креативный – высший уровень интеллектуальной активности, характеризующийся инициативой в постановке и решении задач.

Аналогичный подход наблюдается в исследованиях И.А. Редковец, которая рассматривает четыре уровня познавательной активности (на основе состояния готовности):

§ Репродуктивная активность, характеризуемая готовностью овладеть готовыми знаниями, энергичной воспроизводящей деятельностью.

§ Аппликативная активность, для которой характерна готовность к энергичной выборочно-воспроизводящей деятельности.

§ Интерпретирующая активность, которую отличает готовность к энергичному толкованию, объяснению, раскрытию смысла того или иного процесса или явления.

§ Продуктивная активность, которую характеризует готовность к творческому созданию нового.

Т.Н. Шамова называет следующие уровни познавательной активности:

· Воспроизводящая активность, характеризуется стремлением студента понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу.

· Интерпретирующая активность. Она характеризуется стремлением студента к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления.

· Творческий уровень активности. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Подводя итог вышесказанному, я пришла к выводу, что наиболее приемлемы следующие уровни (виды) познавательной активности учащихся:

А) по отношению к деятельности:

Потенциальная активность, которая характеризует личность учащегося со стороны готовности, стремления к деятельности. В познавательной деятельности готовность, стремление к овладению объектом познания проявляется в осознании цели, поставленной учителем или самостоятельно. Реализованная активность характеризует личность через качество деятельности, которая выполняется субъектом в данном конкретном случае. Основными показателями активности на этом уровне являются: энергичность, интенсивность (быстрота, темп) деятельности; результативность, которая выступает внешним показателем активности и проявляется в достижении поставленной цели; самостоятельность, творчество; сила воли. Энергичная, усиленная деятельность, приводящая к достижению поставленной цели, предполагает настойчивость, решительность (волевые качества личности), а также желание деятельности (то, что характерно для потенциальной активности).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

История создания системы развивающего обучения
Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым, который в 50х— 60х гг. разработал новую систему начального обучения, сочувственно встреченную педагогической общественностью, но так и не прижившуюся в то время в школе в силу известных обстоят ...

Урок-изучение нового материала
Тема: Структура прозвища. Цель: сформировать умение выделять основные структурные типы прозвищ. Оборудование: запись на доске. Ход урока: I. Организационный момент. II. Постановка целей урока. Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с основными структурными типами прозвищ, а также прон ...

Проблема прочтения классики
Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодежь. Важно на ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru