Структура познавательной активности студентов

Страница 5

Потребности, интересы и мотивы способствуют формированию установки на необходимость приобретения учащимися знаний.

4. Содержательно – операциональный компонент

Данный компонент включает в себя практическую подготовленность учащихся и выражается в определенном объеме знаний, умении и навыков, составляющих основу их познавательного опыта и готовность к их реализации посредством системы способов действий, которыми должны овладеть учащиеся. Что касается последних, то для познавательной активности наиболее важным является овладение такими способами действий, которые связаны с умением осуществлять преобразующую, поисковую деятельность, как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

6. Социально – операциональный компонент

Активность личности включает в себя специфически человеческую деятельность: социокультурную. Познавательную активность можно интерпретировать как вид общей активности, имеющий для личности социальный смысл, и в котором социокультурная направленность деятельности индивидуума проявляется наиболее ярко. Я согласна с рядом авторов (Т.И. Шамова, А.З. Иоголевич, Т.Л. Ильина, B.C. Данюшенков, Е.А. Терехова и др.), которые усматривают в феномене познавательной активности наличие социально-культурной составляющей, ориентирующей личность на освоение накопленного человечеством социально – культурного и научного опыта с целью последующего общественно – ценного применения полученных знаний и, в конечном счете, успешной социализации. Под социализацией я понимаю процесс вхождения индивидуума в социум, включающий в себя, с одной стороны, усвоение определенной системы ценностей, позволяющих индивиду функционировать как члену общества, а с другой, процессы обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личности.

В качестве признака сформированности данного компонента познавательной активности рассмотрим направленность личности, которая может существовать в трех видах:

ü Направленность на себя – ориентация на прямое вознаграждение. Характерна агрессивность в достижении статуса, властность склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.

ü Направленность на общение-стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Характеризуется ориентацией на социальное одобрение, зависимостью от группы, потребностью в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

ü Направленность на дело-заинтересованность в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Безусловно, что все выделенные компоненты познавательной активности находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Так, эмоционально-волевое состояние оказывает доминирующее влияние на формирование содержания операционального компонента, а содержание, объем знаний, умений, навыков определяет эмоциональное состояние учащегося в процессе учения; степень сформированности мотивационного компонента во многом определяет состояние социально-ориентационного компонента, что позволяет обоснованно позиционировать последний как одно из внешних проявлений мотивационной сферы.

Таким образом, исследование проблемы активности и познавательной активности имеет в педагогической науке глубокие корни. Принцип познавательной активности отражен в педагогических учениях древности, развит выдающимися отечественными и зарубежными педагогами прошлого и современности (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков и др.). Однако среди исследователей до сих пор нет единой точки зрения на сущность познавательной активности, которая трактуется по разному: как естественное стремление ученика к познанию; как характеристика деятельности; как качество личности. Кроме того, в настоящее время в литературе фактически отсутствует единая система выделения критериев познавательной активности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Система принципов обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность
Во всех руководствах по дидактике говорится о системе принципов обучения, указывается на их внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность, но далее по традиции просто раскрывается содержание конкретных принципов. Шагом вперед в понимании взаимодействия принципов стало попарное рассмотрение сопряже ...

Проблемы аспирантуры и докторантуры
Наполненность аспирантуры в Советском Союзе и в России в разные периоды отличалась; вводились и упразднялись те или иные учебные курсы и, соответственно, экзамены, устанавливались и отменялись ограничения на объем диссертации и т.п. Как было показано в Разд. 1, страны – участницы Болонского процесс ...

Виды мышления
Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Под мышлением мы понимаем нечто, происходящее где-то «внутри», в психической сфере, и то психическое «нечто» влияет на поведение человека таким образом, что оно приобретает нешаблонный, нес ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru