Структура познавательной активности студентов

Страница 5

Потребности, интересы и мотивы способствуют формированию установки на необходимость приобретения учащимися знаний.

4. Содержательно – операциональный компонент

Данный компонент включает в себя практическую подготовленность учащихся и выражается в определенном объеме знаний, умении и навыков, составляющих основу их познавательного опыта и готовность к их реализации посредством системы способов действий, которыми должны овладеть учащиеся. Что касается последних, то для познавательной активности наиболее важным является овладение такими способами действий, которые связаны с умением осуществлять преобразующую, поисковую деятельность, как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

6. Социально – операциональный компонент

Активность личности включает в себя специфически человеческую деятельность: социокультурную. Познавательную активность можно интерпретировать как вид общей активности, имеющий для личности социальный смысл, и в котором социокультурная направленность деятельности индивидуума проявляется наиболее ярко. Я согласна с рядом авторов (Т.И. Шамова, А.З. Иоголевич, Т.Л. Ильина, B.C. Данюшенков, Е.А. Терехова и др.), которые усматривают в феномене познавательной активности наличие социально-культурной составляющей, ориентирующей личность на освоение накопленного человечеством социально – культурного и научного опыта с целью последующего общественно – ценного применения полученных знаний и, в конечном счете, успешной социализации. Под социализацией я понимаю процесс вхождения индивидуума в социум, включающий в себя, с одной стороны, усвоение определенной системы ценностей, позволяющих индивиду функционировать как члену общества, а с другой, процессы обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личности.

В качестве признака сформированности данного компонента познавательной активности рассмотрим направленность личности, которая может существовать в трех видах:

ü Направленность на себя – ориентация на прямое вознаграждение. Характерна агрессивность в достижении статуса, властность склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.

ü Направленность на общение-стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Характеризуется ориентацией на социальное одобрение, зависимостью от группы, потребностью в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

ü Направленность на дело-заинтересованность в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Безусловно, что все выделенные компоненты познавательной активности находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Так, эмоционально-волевое состояние оказывает доминирующее влияние на формирование содержания операционального компонента, а содержание, объем знаний, умений, навыков определяет эмоциональное состояние учащегося в процессе учения; степень сформированности мотивационного компонента во многом определяет состояние социально-ориентационного компонента, что позволяет обоснованно позиционировать последний как одно из внешних проявлений мотивационной сферы.

Таким образом, исследование проблемы активности и познавательной активности имеет в педагогической науке глубокие корни. Принцип познавательной активности отражен в педагогических учениях древности, развит выдающимися отечественными и зарубежными педагогами прошлого и современности (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков и др.). Однако среди исследователей до сих пор нет единой точки зрения на сущность познавательной активности, которая трактуется по разному: как естественное стремление ученика к познанию; как характеристика деятельности; как качество личности. Кроме того, в настоящее время в литературе фактически отсутствует единая система выделения критериев познавательной активности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Этапы построения игрового занятия
Мы предлагаем вашему вниманию игровое занятие, которое проходило по следующим этапам: 1. Мы выясняли, что знают дети об этике отношений между людьми. Предложили им для решения проблемную ситуацию, из которой каждый ребёнок должен найти выход. Приходим к пониманию того, что бывают разные поступки: п ...

Правила к отбору произведений живописи и поэтического слова
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроет перед его взором, чему удивится и чем восхитится он – все это станет осново ...

Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте парадигмы фундаментальности профессионального образования в период перестройки
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru