Структура познавательной активности студентов

Страница 4

Б) По длительности и устойчивости:

Ситуативная активность, которая носит ситуативный, эпизодический характер.

Интегральная активность, которая поднимается до уровня качества личности и определяет направленность личности, т.е. определяет общее доминирующее отношение к деятельности, а не частные побуждения, представляет собой, по сути, определенную систему убеждений, интересов, идеалов.

В) По качеству деятельности:

Репродуктивно-подражательная – характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу.

Поисково-исполнительская, которая характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. То есть, на этом уровне не только принимается поставленная задача, но и самостоятельно отыскиваются средства для ее выполнения.

Творческая, особенностью деятельности, которой, на данном уровне является совершение деятельности путем поиска, разработки самостоятельной программы действий. Это наивысшее проявление познавательной активности.

Учитывая все вышеизложенное, можно выделить в структуре познавательной активности пять основных структурных компонентов

1. Эмоциональный компонент, который включает в себя особенности эмоционального содержания индивидуального познавательного опыта. Внешнее проявление выражается в эмоциональном настрое учащегося к выполнению той или иной работы. Длительность проявления задается эмоционально – волевым настроем, который выполняет стартовую функцию зародившейся активности личности через процесс адаптации в плоскость действия. Такое состояние A.M. Матюшкин, Г.И. Щукина назвали состоянием любознательности. Эмоциональное состояние фиксируется через такие внешние проявления как радость, увлечение, уважение, азарт, решительность и т.д.

2. Волевой компонент

Стремление личности к осознанной деятельности зависит не только от ее эмоционального состояния, но и от волевых усилий. Под волей мной понимается способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Овладевая новыми знаниями, умениями, навыками, способами действий, студент неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными внешними и внутренними факторами, преодоление которых связано с затратой волевых усилии, даже при условии наличия у него положительного познавательного мотива. Воля обеспечивает дополнительную мотивацию по осознанию цели, принятия и реализации решения и, как следствие, общую активизацию внутренней и внешней деятельности направленной на достижение результата.

3. Мотивационный компонент.

Этот компонент познавательной активности характеризует отношение учащегося к учебной деятельности. Содержание мотивационного компонента раскрывается через понятия «потребность» и «мотив». Под потребностью понимается направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Конкретным проявлением потребности являются мотивы. В моем понимании мотив-это внутреннее психическое состояние человека, напрямую связанное с селективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Мотивам принадлежит центральное место в характеристике мотивационного компонента. Относительно познавательной активности ведущим является учебно-познавательный мотив, направленный на овладение новыми знаниями и способами действие, на побуждение к самообразованию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Система принципов обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность
Во всех руководствах по дидактике говорится о системе принципов обучения, указывается на их внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность, но далее по традиции просто раскрывается содержание конкретных принципов. Шагом вперед в понимании взаимодействия принципов стало попарное рассмотрение сопряже ...

Значение театрализованной игры в жизни ребёнка
В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры – это нгры-представления, в кот ...

Особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru