В процессе исследования нами была поставлена следующая цель: выявить особенности нарушения в формировании грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
В ходе работы решались задачи:
выявление объема запаса грамматических форм и конструкций, используемых при продуцировании собственных высказываний;
выявление объема запаса грамматических форм и конструкций, используемых при восприятии чужих высказываний;
адекватность использования грамматических средств в собственной речи и при восприятии;
выявление специфических ошибок в использовании грамматических средств и конструкций;
механизмы появления специфических ошибок.
Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы(по классификации Б.Г. Ананьева, 1977):
эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);
биографические (анализ амнестических сведений, изучение медицинской документации);
организационные методы;
математико-статические методы;
психолого-педагогические методы.
Методы для изучения состояния грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР
:
1. Исследование сформированности грамматического строя с помощью серии заданий;
2. Наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
3. Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.).
При обследовании дошкольников необходимо учитывать, что процесс становления грамматического строя еще далеко не закончен. Более того, основным механизмом освоения грамматического строя является генерализация грамматических форм и законов (А.М. Шахнарович). Поэтому для дошкольников характерна унификация грамматических форм и правил. Следовательно, для детей раннего и среднего дошкольного возраста будет вполне закономерным для обозначения множественного числа имен существительных использовать окончание ы, добавленное к основе, например стулы, лобы, окны, ухи. Особенно ярко проявляется подобная тенденция, если эти разномодельные формы предъявляются подряд. В этом случае задание оказывается провокационным, поскольку не всегда выявляет, какими грамматическими формами ребенок реально пользуется при продуцировании собственного высказывания.
Второй момент, который необходимо учитывать, состоит в том, что ребенок в дошкольном возрасте овладевает устной формой речи и поэтому грамматика, которой он владеет, является грамматикой устной речи. В устной речи дети могут использовать диалектизмы и те формы, которые устойчиво употребляет взрослое окружение, в ней может отсутствовать ряд форм и конструкций, которые в устной речи звучат редуцировано, например, окончания среднего рода «о», «е» существительных и глаголов, окончания «ое», «ее» имен прилагательных. Так имена прилагательные «добрая
», «доброе
», «добрые
» при произнесении будут иметь одинаковую форму [добръъ]. Поэтому проверить самостоятельное употребление или понимание данных грамматических форм дошкольниками без специального обучения не представляется возможным.
Организация поисковой деятельности ученика в работе В.В. Давыдова «Проблемы
развивающего обучения»
Общепринятая в современной общеобразовательной школе форма организации учебного процесса в виде групповой работы учащихся под руководством учителя (классно-урочная система) справедливо вызывает нарекания со стороны педагогов-теоретиков и учителей-практиков. Изобретённая в своё время Я.А. Коменским ...
Учебная программа по дисциплине "Региональная экономика" на
кафедре "Финансы и менеджмент"
В настоящее время актуальность приобретают региональные экономические проблемы, им стало уделяться значительно больше внимания. В последние годы сложилась и получила развитие новая ветвь научных знаний – региональная экономика. Восстановление федерального принципа организации РФ предполагает переда ...
Освоение культурологического образа в начальной
школе
Социокультурное и кросскультурное пространство младшего школьника включает в себя кроме невербальных языков (хореография, музыка, искусство) и вербальных языков (мифология, фольклор своей страны и других стран), также язык социокультуры семьи и класса (язык семейного общения, язык общения в классе, ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.