Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента

Страница 3

Для исследования состояния понимания фразовой речи традиционно используются различные виды заданий: выполнение многоступенчатых и одноступенчатых инструкций, включающих более или менее развернутый набор данных, соотнесение картинок и предложений; отраженное проговаривание предложений различной структуры и др.

В структуру обследования синтаксических умений и навыков, как правило, включаются специальные тесты по изучению состояния навыка согласования и управления.

К связи слов по типу согласования относят те случаи, когда зависимое слово повторяет все или несколько грамматических категорий главного слова. Например, прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже, а глаголы настоящего времени согласуются с личными местоимениями в числе и лице. Необходимо быть особенно внимательным при предъявлении словосочетаний с числительными. Так, числительное «один» согласуется с именами существительными, а числительные «три», «пять» могут использоваться только в структуре словосочетаний, имеющих другой вид связи - управление, поскольку требуют от зависимого слова определенного падежа.

В дошкольном возрасте детям предъявляется в основном материал, в котором в устной речи достаточно четко можно различить наличие грамматической связи между словами. Поэтому не стоит без специального обучения требовать от дошкольников согласования в среднем роде существительных и прилагательных, а также глаголов прошедшего времени. Поскольку именно эти окончания, кроме ударных, подвергаются фонетической редукции и не очевидны ни при произнесении, ни при восприятии. В подобных случаях, определяя, есть ли у ребенка понятие о среднем роде и возможность лингвистически оформить связь согласования, рациональнее использовать согласование существительных с притяжательным местоимением «моё».

Другое требование выдвигается к отбору имен существительных. При отборе языкового материала необходимо учитывать очевидность грамматических признаков у главных слов в словосочетаниях.

Характеристика детей экспериментальной группы

В констатирующем эксперименте принимало участие 18 детей старшего дошкольного возраста. Все испытуемые – воспитанники д/с №26 г.Вологды для детей с тяжелыми нарушениями речи. Исследование проходило в августе-сентябре 2006г. в течение 15 дней, все дети посещали логопедическую группу в течение года.

Списочный состав детей

№ п/п

Ф.И ребенка

Логопедическое заключение

1

Настя Е.

ОНР III ур. Дизартрия

2

Злата Р.

ОНР III ур. Дизартрия

3

Дима С.

ОНР III ур. Дизартрия

4

Полина П.

ОНР III ур. Дизартрия

5

Аня С.

ОНР III ур. Дизартрия

6

Алеша Р.

ОНР III ур. Дизартрия

7

Настя К.

ОНР III ур. Дизартрия

8

Маша Б.

ОНР III ур. Дизартрия

9

Андрюша И.

ОНР III ур. Дизартрия

10

Илья А.

ОНР III ур. Дизартрия

11

Рома М.

ОНР III ур. Дизартрия

12

Максим Ш.

ОНР III ур. Дизартрия

13

Саша Х.

ОНР III ур. Дизартрия

14

Мавлуда Н.

ОНР III ур.

15

Денис Л.

ОНР III ур.

16

Наташа К.

ОНР III ур.

17

Валера Т.

ОНР III ур.

18

Аня С.

ОНР III ур.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки. Но нравст ...

Комплекс несложных экспериментов с объектами природы для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
1. Прозрачная вода Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки. Описание. В гости пришла Капелька. Кто та ...

Руководство и лидерство в коллективе
В структуре организации коллектива действует система руководства и подчинения. Социально-психологической основой этой системы является дифференциация положения личности в группе. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, то есть закрепленными за ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru