Экспериментальная работа по формированию основных универсальных учебных действий на уроках русского языка проводилась на базе МОУ СОШ № 64 г. Ульяновска. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» (22 человека) – экспериментальный класс и 3 «Б» (22 человека) – контрольный класс, всего 44 человека в течение 2011-12 учебного года.
Опытно – экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Для того чтобы провести нашу экспериментальную работу, необходимо выявить главную цель исследования: определение влияния сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника на успешность обучения русскому языку.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что сформированность познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки.
Объектом исследования явились учащиеся 3-х классов средней школы г. Ульяновска (экспериментальный класс 3 «А» и контрольный класс 3 «Б»).
Предметом исследования явилась сформированность познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Определить структурные компоненты познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, критерии и показатели их сформированности у младших школьников.
2. Выявить методы и приемы формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
3. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
4. Установить связи между универсальными учебными действиями и успешностью обучения русскому языку.
5. Проанализировать полученные результаты.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, диагностические педагогические методики, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.
На этапе констатирующего экспериментапроводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 «А» экспериментального и 3 «Б» контрольного классов.
1. Для исследования исходного уровня развития познавательных универсальных учебных действий нами была применена диагностика «Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)», предназначенная для выявления умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Диагностируемые универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Определить количество, последовательность и место слов в предложении.
Материал исследования: Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер.
Внеклассное мероприятие. КВН
В последние годы в нашей стране возникли новые формы организации внеклассной работы по русскому языку. Одна из наиболее интересных форм - диалектологический КВН: конкурс внимательных и находчивых. Его проводят как соревнование двух команд (параллельные классы или соседние школы). Состав команд 6-8 ...
Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе
Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Однако наибольшего расцвета методика развития речи в общем и развитие связной речи в частности достигли во второй половине ХХ века. Исследования в области свя ...
Перспективы развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного пе ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.