Развитие народного образования Л.Н. Толстой считал важнейшей задачей и писал по этому поводу следующее: «Народное образование в настоящее время для нас есть единственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества. Вот положение, составляющее мое убеждение, которое я попытаюсь доказать» [17 С.53].
Толстой приступил к серьезным педагогическим исследованиям в 1859 г., когда у него, казалось, было все: положение в свете, молодость, свобода, богатство. Но еще ему нужны были дети. Школа, педагогика: « .самый светлый период моей жизни, чудное время», — вспоминал в конце жизни великий писатель. И пояснял: « А дело это (школа!) не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем, может осуществиться только в следующих поколениях». Школа стала для Толстого и радостью — « поэтически прелестным делом», и источником постоянных изысканий.
Протестуя против современной ему педагогики и школы с господствующими в ней методами принудительного обучения, Толстой выдвигает тезис:
«Критерий педагогики только один — свобода». Педагогическая наука обязана обеспечивать свободное развитие личности ребенка, поступательный характер его образования. Так Толстой определил основополагающее начало в своих педагогических исканиях и деятельности. Он создает теорию «свободного воспитания», доказывая, что воспитание является насилием над ребенком, а поэтому оно не допустимо, следует ограничиться одним образованием. Однако, подобный разрыв между воспитанием и образованием теоретически ошибочен и нереализуем на практике, что со временем признал и сам Толстой. Призыв к свободному воспитанию был, скорее всего, протестом против порядков, сложившихся в школе России и стремление сделать ее разумной, соответствующей природе ребенка.
Так возникла идея создания свободной школы, с принципиально новым педагогическом подходом. Педагогическая наука обязана обеспечивать свободное развитие личности ребенка, поступательный характер его образования. Так Толстой определил основополагающее начало в своих педагогических исканиях и деятельности.
Толстой изложил свои мысли об организации свободной школы в письме к П.И. Бирюкову в 1901г. По его мнению, образование есть ничто иное, как передача того, что думали самые умные люди. Умные же люди думали всегда в трех разных направлениях: философски и религиозно о значении своей жизни - религия и философия; опытно, делая выводы из известным образом обставленных наблюдений, - естественные науки: механика, физика, химия, физиология; думали математически, делая выводы из положений своей мысли, - математика и математические науки. Толстой считал, что все эти три рода наук - настоящие науки, поскольку нельзя притвориться, что их знаешь и не может быть в них полузнания – или знаешь, или не знаешь. Все эти три рода наук, по его мнению, космополитичны - все они не только не разъединяют, но соединяют людей. Все они доступны людям и удовлетворяют критерию братства людей[15 С.169].
Помимо выделения трех родов наук Лев Николаевич выделял еще три способа их передачи. Первый способ передачи - слова. Но слова на разных языках, и потому выделяется еще наука - языки, опять соответствующая критерию братства людей. Второй способ - пластическое искусство, рисование и лепка, наука о том, как для глаза передать то, что знаешь, другому. И третий способ - музыка, пение - наука, как передать свое настроение, чувство. Выделение Толстым из "трех способов передачи" содержания "настоящих наук" двух непосредственно связанных с искусством (рисование, лепка, музыка, пение) отнюдь не является случайным. Это объясняется самобытным пониманием отечественным мыслителем сущности соотношения понятий - Истина, Добро и Красота. Для Толстого истинное эстетическое произведение - это синтез добра, красоты и истины: добра (нравственного отношения автора к предмету), красоты (ясности изложения или формы), истины (искренности выражения чувств художника). Именно это и объясняет, почему при отборе "способов передачи" учащимся содержания "настоящих наук" мыслитель отводит доминирующее место способам, непосредственно связанным с искусством (из трех основных способов трансляции данных "настоящих наук" он выделяет два).
Кроме этих шести "отраслей преподавания" ("три рода настоящих наук" и три рода наук - "способов передачи настоящих наук"), по мнению Толстого, в образовательный процесс должен быть введен еще седьмой: преподавание мастерства, и опять соответствующее критерию братства, т.е. такое, которое всем нужно, - слесарное, малярное, плотничное, швейное В целом, по его мысли, весь процесс преподавания распадается на семь предметов. Полная свобода обучения должна позволить каждому учащемуся самостоятельно решить, какую часть времени употребить на каждый, кроме обязательного труда для своего обслуживания.
Трудности, возникающие при разработке и применении тестов и пути их
преодоления
Трудности, связанные с выделением объектов тестирования, объясняются тем, что приходится условно разграничивать коммуникативные умения (т.е. виды речевой деятельности), хотя в реальном общении они чаще всего взаимодействуют. Сложностью организационного характера часто представляется умение создать ...
Практические
задания как средство активизации учебного процесса
Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе является тесная связь обучения с трудом. Всемерное развитие самостоятельности и инициатива учащихся - одно из важнейших условий правильного построения преподавания всех школьных дисциплин, в том числе и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) ...
Особенности русского риторического идеала и перспективы его возрождения
Русский риторический идеал восходит к риторическому идеалу сократического типа и имеет одним из своих важнейших источников традицию Платона и Сократа. Неудивительно поэтому, что для отечественного риторического идеала характерны следующие особенности, отличавшие его с древности и присущие ему и сег ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.