Нетрадиционные уроки – как форма повышения познавательного интереса

С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, нетрадиционную (не установленную) структуру.

Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Развитие ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.

Если иметь ввиду, что развитие - это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) - такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти быстро или медленно.

Если предпочитаете быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Задания могут быть самые разнообразные. Например, по русскому языку:

заполнить анкету (текст);

ответить на письма читателей;

подготовить подпись к фотографиям;

создать рекламу газеты;

составить рассказ по опорным словам;

придумать пример по аналогии и т.д.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.

Можно использовать для этого современную педагогическую литературу, где рекомендуются возможные темы нетрадиционных уроков по различным предметам, а также предполагаются множество готовых уроков. Например, в книге С. В. Кульневич и Т. П. Лакоцетиной «Нетрадиционные уроки в начальной школе» использованы материалы из опыта рабочих учителей: Аус В. Д. ст. 618 «Санкт-Петербург», г. Ростов-на-Дону; ст.67, Козуренко М. В., Ивановой Т. Б., Потий Т. В., ст.69, Аветисянц С. М., Куземкиной Л. В., Корсунской Н. П., г. Кировоград. сш.34., Комбаровой Л. Я., гимназия, г. Великие звуки, Чумясловой Т. П., сш.42,г. Курск.

Новые статьи:

Выявления уровней сформированности самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения
Выявим уровни сформированности самостоятельной работы и рассмотрим особенности организации самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения в школе № 13 г. Череповца в 4А классе, расположенной по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Пионерская ул., д. 11. 1 этап. Выявим у ...

Возрастные особенности старшеклассников
В старшем школьном возрасте происходят существенные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков. Изменения, происходящие с телом, вле ...

Краеведение как источник патриотических идей воспитания
В массовом патриотическом сознании российских детей идет процесс переоценки ценностей, крушение старых идеалов и политических ориентаций, осмысление реалий современной действительности. Патриотическое сознание детей находится сегодня на перепутье. Однако состояние размытости и противоречивости тако ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru