Информация о педагогике » Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе » Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Страница 1

В данном параграфе нам предстоит дать определение феномену, составляющему человеческой личности, называемому эмоциями, наличие, определенная развитость которых обуславливает такое качество человека, как эмоциональное восприятие окружающего мира. В данном параграфе нам предстоит также произвести характеристику эмоционально-чувственной сферы личности ученика начальной школы. Между тем, важным представляется указать основные признаки, на основании которых производится оценка данной области психики ребенка, произвести их описание.

Необходимым представляется также обрисовать движение психологической мысли в направлении достижения понимания истинного положения эмоций в психике человека; покажем степень изученности данной сферы личности человека современной наукой. Важно определить роль эмоционального восприятия, функции, выполняемые эмоциями, чувствами в жизни человека.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. (, с. 436)

Следует отметить злободневность проблемы эмоций, обусловленную как практическим, так и теоретическим интересом, ведь эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и привития ей социально значимых черт.

Чтобы определить истинную природу и роль эмоций в жизни человека, необходимо совершить краткий обзор истории изучения эмоций, начинающейся с книги «Выражение эмоций у человека и животных» опубликованный Ч. Дарвином в 1872 году. Дарвин положил конец старой традиции биологии и заявил, что эмоции человека состоят в связи с проявлениями, имеющими место в мире животных. Примечательно, что психология, проникнутая религиозными традициями, весьма импонировала Дарвину, доказавшему, что земные страсти, корыстные влечения, эмоции, связанные с заботами о собственном теле, имеют животное происхождение. Ряд психологов (Г. Спенсер, Т. Рибо и его школа) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций их аффективных и инстинктивных реакций животных.

Выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно. В этом отношении идея Рибо заключалась в том, что эмоции есть «государство в государстве», «умирающее племя», аффективные реакции у человека – остатки его животного происхождения, «остатки, которые бесконечно ослаблены во внешнем выражении и внутреннем течении». (12, с. 417) Из всего вышесказанного следовало, что кривая развития эмоции идет вниз, а человек будущего – человек безэмоциональный. (12, с. 417)

Идеи Ч. Дарвина получили развитие в теории У. Джемса и К. Ланге, которые утверждали, что причинами эмоций являются органические изменения, внутренне воспринимаемые сознанием. Джемс говорил, что «мозг – орган человеческой мысли, вегетативные внутренние органы – орган эмоций» (12, с. 412) По всему выходило, что развитие эмоциональной жизни невозможно.

У. Кеннон предложил альтернативную точку зрения. Он отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных телесных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, медленно приходящие в состояние возбуждения. Эмоции же возникают и развиваются довольно быстро. Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса – Ланге оказалось то, что прекращение поступления сигналов (органических) в головной мозг не прекращают возникновение эмоций. Кеннон связал механизм эмоций с мозгом, сместил центр эмоциональной жизни от органов периферии к мозгу «вводит эмоциональные реакции в общий анатомо-физиологический контекст всех анатомо-физиологических понятий, которые связывают их ближайшим образом с остальной психикой человека»(4, с. 427)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Урок-экскурсия в историческом музее
учащихся в тех случаях,когда объект экскурсии является.опорой гананий по историиЗНет. пожалуйТ ' нм- одной экскурсии, в которой в той или иной мере не сообщались экскурсоводомопосредованные сведения. Например, в музейных экскурсиях по живописи, скульптуре или архитектуре, помимо анализа произведени ...

Основные принципы социальной педагогики
Слово «принцип» происходит от латинского слова principium, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и со ответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой ...

Личностно-ориентированный урок
Функция урока в системе личностно ориентированного обучения Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и т ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru