Информация о педагогике » Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе » Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Страница 2

Значительный вклад в развитие психологической мысли внес З. Фрейд, показавший чрезвычайную динамику эмоциональной жизни.

А. Адлер и его школа опровергли, что эмоции влияют на характер человека, что общие взгляды человека на жизнь и структура его характера отражаются в круге эмоциональной жизни и определяются эмоциональными переживаниями.

Имеет смыл обратить внимание на работы Э. Клапареда, в которых ему удалось расчленить понятия эмоции и чувства и внешнее их выражение, тогда как в старой психологии эмоции и чувства смешивались, приписывались одним и тем же процессам, не существующим е действительности.

Следует упомянуть и работы К. Левина, экспериментально показавшие очень сложную динамику эмоциональных реакций в системе других психических процессов.

Основная идея Левина заключается в том, что аффективные эмоциональные реакции не могут встречаться в изолированном виде, как особые элементы психической жизни, которые лишь позднее сочетаются с другими элементами. «Эмоциональная реакция есть своеобразный результат данной структуры психического процесса.» (4, с. 433)

Д.О. Хебб определил связь, зависимость эффективности деятельности и степени эмоциональной возбудимости: слабая ее степень не обеспечивает должной мотивации, а чрезмерная – дезорганизует, делает неуправляемой деятельность. (4, с. 449) Укажем также, что существуют теории объясняющие эмоции человека динамическими особенностями когнитивных процессов (теории Л. Фестингера, С. Шихтера, П.Ф. Симонова).

Характеризуя разработанность психологии эмоций в современности, уместно отметить непродолжительность срока изучения этой проблемы. Психология эмоций едва достигла своего совершеннолетия, практически весь период существования психологии сфера эмоций находилась вне русла ее развития. До 80-х годов психология практически игнорировала эмоции. Но едва ли стоит спорить с актуальностью этой темы. У психологов, философов и педагогов нет единой точки зрения относительно роли, выполняемой эмоциями в жизни человека. Так, некоторые из них, полагая разум характеристикой истинно человеческого в человеке, утверждают, что смысл человеческого существования – именно познавательно-интеллектуальная деятельность. Само же образование рассматривается как процесс накопления информации. Но другие ученые склонны считать человека существом эмоциональным. Они утверждают, что научение через переживание важнее накопления информации. Одними из первых о важной роли эмоций в жизни человека высказались Липер, ведущий специалист в теории личности, и Маурер – выдающийся специалист по психологии научения, который признал порочность общепринятого в западной цивилизации пренебрежения и презрения эмоций, принижения их перед интеллектом. Говоря о происхождении эмоций отметим точку зрения, высказанную К. Изардом, утверждающим, что эмоции возникают в условиях невозможности беспрепятственного удовлетворения базовых потребностей и нужд, обеспечивающих выживание. В таких условиях эти мотивы и нужды побуждают бороться за выживание. «Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, т.е. не умея в полной мере испытывать радость и печаль, вины и гнев, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции – одни из основных признаков человека, не менее важно испытывать умение сопереживать чужим эмоциям, равно как и способность выразить эмоции словами, рассказать о них» (21, с. 22). Эволюционное значение эмоций в том, что они обеспечили новый тип мотивации, большую вариативность поведения, необходимого для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой. Человеческое поведение зиждется на эмоциях, они активизируют и организуют восприятие, мышление и устремления человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Методические основы практической разработки тестов
А Анастази разбивает прцесс создания теста на три основных этапа: - проектирование теста; - написание заданий; - анализ заданий. И действительно, разработчик теста, начинающий прямо с написания заданий, скорее всего создаст односторонний тест. Без наличия технического проекта будущего теста некотор ...

Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления. Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения. Все эти методы были предложены как ...

Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны
Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся в первые годы советской власти в России продолжали развиваться и в послевоенные годы. Большое внимание в послевоенный период уделялось созданию обобщающих педагогических трудов. К ним можно отнести работы Николая Кирилловича Гончарова (18 ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru