Информация о педагогике » Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе » Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Страница 2

Значительный вклад в развитие психологической мысли внес З. Фрейд, показавший чрезвычайную динамику эмоциональной жизни.

А. Адлер и его школа опровергли, что эмоции влияют на характер человека, что общие взгляды человека на жизнь и структура его характера отражаются в круге эмоциональной жизни и определяются эмоциональными переживаниями.

Имеет смыл обратить внимание на работы Э. Клапареда, в которых ему удалось расчленить понятия эмоции и чувства и внешнее их выражение, тогда как в старой психологии эмоции и чувства смешивались, приписывались одним и тем же процессам, не существующим е действительности.

Следует упомянуть и работы К. Левина, экспериментально показавшие очень сложную динамику эмоциональных реакций в системе других психических процессов.

Основная идея Левина заключается в том, что аффективные эмоциональные реакции не могут встречаться в изолированном виде, как особые элементы психической жизни, которые лишь позднее сочетаются с другими элементами. «Эмоциональная реакция есть своеобразный результат данной структуры психического процесса.» (4, с. 433)

Д.О. Хебб определил связь, зависимость эффективности деятельности и степени эмоциональной возбудимости: слабая ее степень не обеспечивает должной мотивации, а чрезмерная – дезорганизует, делает неуправляемой деятельность. (4, с. 449) Укажем также, что существуют теории объясняющие эмоции человека динамическими особенностями когнитивных процессов (теории Л. Фестингера, С. Шихтера, П.Ф. Симонова).

Характеризуя разработанность психологии эмоций в современности, уместно отметить непродолжительность срока изучения этой проблемы. Психология эмоций едва достигла своего совершеннолетия, практически весь период существования психологии сфера эмоций находилась вне русла ее развития. До 80-х годов психология практически игнорировала эмоции. Но едва ли стоит спорить с актуальностью этой темы. У психологов, философов и педагогов нет единой точки зрения относительно роли, выполняемой эмоциями в жизни человека. Так, некоторые из них, полагая разум характеристикой истинно человеческого в человеке, утверждают, что смысл человеческого существования – именно познавательно-интеллектуальная деятельность. Само же образование рассматривается как процесс накопления информации. Но другие ученые склонны считать человека существом эмоциональным. Они утверждают, что научение через переживание важнее накопления информации. Одними из первых о важной роли эмоций в жизни человека высказались Липер, ведущий специалист в теории личности, и Маурер – выдающийся специалист по психологии научения, который признал порочность общепринятого в западной цивилизации пренебрежения и презрения эмоций, принижения их перед интеллектом. Говоря о происхождении эмоций отметим точку зрения, высказанную К. Изардом, утверждающим, что эмоции возникают в условиях невозможности беспрепятственного удовлетворения базовых потребностей и нужд, обеспечивающих выживание. В таких условиях эти мотивы и нужды побуждают бороться за выживание. «Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, т.е. не умея в полной мере испытывать радость и печаль, вины и гнев, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции – одни из основных признаков человека, не менее важно испытывать умение сопереживать чужим эмоциям, равно как и способность выразить эмоции словами, рассказать о них» (21, с. 22). Эволюционное значение эмоций в том, что они обеспечили новый тип мотивации, большую вариативность поведения, необходимого для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой. Человеческое поведение зиждется на эмоциях, они активизируют и организуют восприятие, мышление и устремления человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Психологические и лингвистические характеристики связной речи
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью ( ...

Литературное творчество как средство развития речи младших школьников
В поэтическом образном слове как бы аккумулируется вся многоцветность и разнообразие форм объективного мира. Писатель создаёт с помощью слов новые картины жизни, он закрепляет в образной речи её быстротекущее движение, её зигзаги, изломы, переходы, связи, отношения. Если писатель «заковывает» жизне ...

Историко-педагогическая динамика процесса взаимодействия физики как учебной дисциплины и технического образования в СССР
В современных теоретических и поисковых исследованиях в области методики преподавания физики для инженерных специальностей очевиден дефицит историко-педагогического знания. Это отрицательно сказывается на основательности и надежности, разрабатываемых сегодня идей и предложений педагогических наук, ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru