Информация о педагогике » Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе » Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Страница 4

Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменение его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к изменению его эмоциональной жизни. В этот период появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходит перестановка в иерархической мотивационной системе ребенка (26, с. 347). Поскольку эмоции рассматриваются как основная мотивационная сила организма, перемены постигают и эмоциональную сферу ребенка. Проявляются новые переживания, возникают новые привлекательные цели и задачи, новые обязанности, рождается новое, эмоциональное отношение к ряду явлений действительности, которые дошкольника оставляли безразличным.

Указанные выше обязанности, выпадающие на долю младшего школьника, вызывают ряд различных переживаний. Небезразличное отношение к успеху или неуспеху при задании, которое влечет за собой хорошую или плохую оценку, похвалу или неприятности, ведет к переживанию своей ценности или чувству неполноценности, объясняется то состояние волнения, которое ученик испытывает при контрольной письменной работе или устном опросе. Реально действующим мотивом является получение высокой оценки или похвалы (26,с. 350). Учителю впору насторожиться, постараться как можно скорее выяснить причину возможного отсутствия таких переживаний у школьника.

Невозможно не согласиться с наличием сходства между дошкольником и учеником начальной школы. Прежде всего, это проявляется в свойстве бурно реагировать на задевающие его моменты. Естественно также и то, что эмоциональное поведение младшего школьника обретает ряд новых особенностей. Во-первых, это способность владеть своими чувствами, которая становится лучше год от года, на протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. Развитие выразительности у младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики) идет рука об руку с ростом понимания им чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых. В уровне такого понимания наблюдается отчетливая разница между первоклассниками и учениками IV класса. У младших школьников развивается «смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися событиями» (26, с. 451). Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценивать будущий поступок с точки зрения более отдаленных последствий и потому исключающий импульсивность и непосредственность в поведении ребенка. У ребенка начинает развиваться предусмотрительность.

Необходимым представляется определить основные критерии оценки эмоционально – чувственного восприятия младших школьников. П. М. Якобсон в качестве таковых выделил следующие. Живость, непосредственное проявление чувств младшими школьниками, являющая собой ценный признак, характеризующий эмоциональную сферу ученика, и симптом, говорящий о том, какие качества этой сферы следует развивать, а какие – искоренять. (44, с. 99)

Нельзя забывать об ограниченности диапазона эмоциональной восприимчивости и сферы сопереживания младшего школьника по причине недоступности для понимания и неинтересности этих переживаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru