Основным способом организации деятельности учащихся на практических является групповая форма работы.
Основные этапы:
- сообщение темы, цели и задач практикума;
- актуализация опорных знании и умении учащихся;
- мотивация учебной деятельности учащихся;
- ознакомление учеников с инструкцией;
- подбор необходимых дидактических материалов, средств обученияи оборудования;
- выполнение работы учащимися под руководством учителя;
- обсуждение и теоретическая интерпретация полученныхрезультатов работы.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих понятий и умений.
Для изучения качества усвоения знаний посредством практических заданий на уроках ОБЖ, нами были выбраны две группы, контрольный – 7А класс и экспериментальный – 7Б класс.
Констатирующий эксперимент.
В ЭГ и КГ был произведен текущий срез знаний. Учащимся был предложен тест в 2-х вариантах, в каждом по 7 вопросов (приложение №1). Тестовые задания разработаны С.С.Соловьевым по программе учебника И.К. Топорова [51, С. 47]. Тему теста определяла тема предыдущего урока по заданной программе.
Правильное выполнение одного задания приравнивалось к 1 баллу. За правильно решенные 13 заданий оценка «отлично», 10 заданий - «хорошо», 7 задания -«удовлетворительно», 5 задание - «неудовлетворительно». На выполнение проверочной работы учащимся отводился 20-25 минут. Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех обучающихся. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность школьника (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение. После проверки работ данные заносились в таблицу в средних величинах. По результатам данных можно сказать, что уровень теоретических знаний в экспериментальной и контрольной группе приблизительно равен (таблица № 1). Количество учеников, справившихся на «5» в КГ 28% (бчел.), в ЭГ 32% (7 чел.), справившихся на «4» - в КГ 43% (9 чел.) в ЭГ 36% (8 чел.), справившихся на «3» - в КГ 24% (5чел.), в ЭГ 32% (7чел.), и справившихся на «2» - в КГ 5% (1 чел.), в ЭГ 0%(0 чел.).
Таблица 1
Результаты проверочной работы констатирующего эксперимента
Испытуемые |
Количество учеников, справившихся на «5» |
Количество учеников, справившихся на «4» |
Количество учеников, справившихся на «3» |
Количество учеников, справившихся на «2» |
Контрольная группа |
28% (6 чел.) |
43% (9 чел.) |
24% (5 чел.) |
5% (1чел.) |
Эксперимент. группа |
32% (7 чел.) |
36% (8 чел.) |
32% (7чел.) |
0% (0 чел.) |
По результатам таблицы, составлена диаграмма (рис.1), из которой видно, что уровень теоретических знаний в экспериментальной и контрольной группе существенно не отличается.
Результаты проверочной работы констатирующего эксперимента
Рисунок 1
Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент включал в себя серию уроков.
В контрольной группе занятия проводились обычным образом по традиционной системе в соответствии учебным планом. Кроме того, занятия, разработанные нами, в ней не проводились. В экспериментальной группе подача нового материала была в форме практической работы по той же теме что и в контрольной с использованием практических заданий. Количество проведенных занятий по ОБЖ в формирующем эксперименте составило 5.
Методика использования литературного творчества в речевом развитии учащихся
В предыдущей главе были рассмотрены теории развития речи, в том числе с использованием малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе МОУ лицей №8 г. Махачкала. Прежде чем приступить к определению основных методов и форм их ...
Вопросы подготовки детей к школе в
психолого-педагогической и методической литературе
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником: · выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учест ...
Педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX века
В русской педагогике конца XIX – начала XX века отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и с ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.