Информация о педагогике » Роль практических заданий при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Роль практических заданий при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Проблемы безопасности существовали всегда, однако, именно сегодня они особенно обострились и оказались в центре общественного внимания. Вопросы сохранения безопасной жизнедеятельности, здоровья людей должны находить свое ясное выражение именно в образовании XXI века. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности - основная цель безопасности жизнедеятельности как науки и первостепенная задача государства. В наше время проблема безопасности еще более обострилась. Общество несет огромные потери и убытки от несчастных случаев, пожаров, аварий, катастроф. Большое внимание вопросам безопасности человека уделяется в научных трудах Ю.Н. Арсентьева, B.C. Белова, Н.Н. Маслова, О.Н. Русака, Э.Я. Соколова и др. Организующую и методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности.

Между тем, целевые установки общего образования не актуализируют формирование готовности учащихся к безопасной деятельности. Единая методологическая основа обучения в школьном образовании не всегда соответствует особенностям чрезвычайных ситуаций различных регионов. В государственном образовательном стандарте по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» акцент делается на охране среды обитания, а не на безопасности человека в любых сферах жизни и деятельности. Не во всех российских школах изучают безопасность жизнедеятельности целенаправленно, а в ряде школ предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» заменяют интегрированным курсом.

В концепции общественной безопасности утверждается, что современная деятельность людей во всех своих аспектах - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. В этих условиях вопросы обеспечения безопасности жизни становятся главной проблемой наступающей новой эпохи развития общества и, в первую очередь, XXI века. В связи с этим возрастает необходимость формирования у человека качеств, обеспечивающих как его собственную, так и общественную безопасность. Эти качества становятся системообразующими для решения сложного комплекса проблем, а образовательная область, на которую непосредственно возлагается решение этих задач, приобретает роль основного базового компонента воспитательного процесса. В первую очередь сфера образования должна стать ключевым звеном в формировании личности «безопасного» типа, ориентированной на созидание и развитие общества и осознающей ценность своей жизни и здоровья. В настоящее время нет сомнений в необходимости скорейшего, повсеместного и решительного изменения основной парадигмы всех видов деятельности человека — от максимума полезности, как было всегда до сих пор, к гарантированному минимуму всех возможных опасностей, при сохранении возможного при этом получения максимума знаний и умений. Формирование готовности школьника к преодолению неблагоприятных условий естественной природы и общества затруднено отсутствием системности в образовательной сфере, а также недостаточным вниманием к средствам и методам формирований практических навыков выживания.

Исходя из вышеизложенного, необходимо выделить возникшие в области исследования безопасности жизнедеятельности противоречия между стремлением каждой семьи видеть своего ребенка готовым распознавать существование опасностей, прогнозировать их проявление, защититься от них и практической неготовностью школ к формированию безопасной жизнедеятельности с учетом климатогеографических особенностей региона; между реальными организационно-педагогическими условиями обучения и воспитания безопасной деятельности учащихся и практическим внедрением в школах курса «Основы безопасности жизнедеятельности»; между потребностями образовательной школы в новой системе специальной подготовки школьников и отсутствием научного обоснования подготовки их к безопасной жизнедеятельности [42].

Актуальность проблемы исследования, ее социальная значимость, недостаточная разработанность в педагогической теории обусловили выбор темы дипломной работы: «Роль практических заданий при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности».

Объект

: процесс обучения школьников ОБЖ с применением комплекса практических заданий.

Предмет

:

Роль практических заданий при обучении школьников «Основам безопасности жизнедеятельности».

Цель

работы

: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние применения комплекса практических заданий в курсе основ безопасности жизнедеятельности на уровень знаний и эмоционального отношения к учебной деятельности.

Гипотеза

: Если на уроках основ безопасности жизнедеятельности использовать специальный комплекс практических заданий, то повышается уровень знаний и формируется положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи

:

1. На основе теоретической литературы произвести анализ по проблеме использования практических заданий на уроках ОБЖ;

2. Разработать комплекс уроков с применением практических заданий;

3. Провести педагогический эксперимент;

4. Провести анализ и статистическую обработку результатов исследования.

База исследования

: ученики 7 «А» - 21 учащийся (контрольная группа), 7«В» - 22 учащихся (экспериментальная группа), общее количество 43 человека, гимназия №5 г. Мурманска.

Сроки проведения

:

констатирующий эксперимент – ноябрь 2009 г.

формирующий эксперимент ноябрь 2009 – март 2010 г.

контрольный срез – апрель 2010.

Методы исследования

:

- анализ психолого-педагогической, методической литературы;

- проведение педагогического эксперимента;

- наблюдение;

- опрос по методике (Ч.Д.Спилберг);

- тестирование по ОБЖ;

- статистическая обработка данных (F-критерий Фишера).

Практическая значимость:

разработанный в ходе исследования комплекс уроков с использованием практических заданий может использоваться в работе учителей.

Теоретическая значимость

работы обусловлена ее новизной и заключается в постановке и решении важной для педагогики проблемы: повышении знаний и уровня эмоционального отношения к курсу ОБЖ.

Новые статьи:

Материалы, используемые в учебном процессе
Древесные материалы. Хотя древесина является сравнительно распространенным и доступным материалом, ее доставка, подготовка к окончательной обработке и хранение требуют довольно много забот. В растущем дереве основная масса древесины образуется в стволе. Ствол срубленного дерева несложно распилить н ...

Художественное произведение как первичный объект историко-литературного изучения
Историческая жизнь литературы не есть, конечно, ряд отдельных произведений: она являет не рядоположение замкнутых в себе произведений, а единство развития и борьбы идей, историческое, закономерное и стадиальное проявление развития общества в идейно-художественном словесном выражении. Но объективное ...

Чувства и этические представления дошкольника
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данно ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru