Информация о педагогике » Роль практических заданий при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Роль практических заданий при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Проблемы безопасности существовали всегда, однако, именно сегодня они особенно обострились и оказались в центре общественного внимания. Вопросы сохранения безопасной жизнедеятельности, здоровья людей должны находить свое ясное выражение именно в образовании XXI века. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности - основная цель безопасности жизнедеятельности как науки и первостепенная задача государства. В наше время проблема безопасности еще более обострилась. Общество несет огромные потери и убытки от несчастных случаев, пожаров, аварий, катастроф. Большое внимание вопросам безопасности человека уделяется в научных трудах Ю.Н. Арсентьева, B.C. Белова, Н.Н. Маслова, О.Н. Русака, Э.Я. Соколова и др. Организующую и методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности.

Между тем, целевые установки общего образования не актуализируют формирование готовности учащихся к безопасной деятельности. Единая методологическая основа обучения в школьном образовании не всегда соответствует особенностям чрезвычайных ситуаций различных регионов. В государственном образовательном стандарте по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» акцент делается на охране среды обитания, а не на безопасности человека в любых сферах жизни и деятельности. Не во всех российских школах изучают безопасность жизнедеятельности целенаправленно, а в ряде школ предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» заменяют интегрированным курсом.

В концепции общественной безопасности утверждается, что современная деятельность людей во всех своих аспектах - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. В этих условиях вопросы обеспечения безопасности жизни становятся главной проблемой наступающей новой эпохи развития общества и, в первую очередь, XXI века. В связи с этим возрастает необходимость формирования у человека качеств, обеспечивающих как его собственную, так и общественную безопасность. Эти качества становятся системообразующими для решения сложного комплекса проблем, а образовательная область, на которую непосредственно возлагается решение этих задач, приобретает роль основного базового компонента воспитательного процесса. В первую очередь сфера образования должна стать ключевым звеном в формировании личности «безопасного» типа, ориентированной на созидание и развитие общества и осознающей ценность своей жизни и здоровья. В настоящее время нет сомнений в необходимости скорейшего, повсеместного и решительного изменения основной парадигмы всех видов деятельности человека — от максимума полезности, как было всегда до сих пор, к гарантированному минимуму всех возможных опасностей, при сохранении возможного при этом получения максимума знаний и умений. Формирование готовности школьника к преодолению неблагоприятных условий естественной природы и общества затруднено отсутствием системности в образовательной сфере, а также недостаточным вниманием к средствам и методам формирований практических навыков выживания.

Исходя из вышеизложенного, необходимо выделить возникшие в области исследования безопасности жизнедеятельности противоречия между стремлением каждой семьи видеть своего ребенка готовым распознавать существование опасностей, прогнозировать их проявление, защититься от них и практической неготовностью школ к формированию безопасной жизнедеятельности с учетом климатогеографических особенностей региона; между реальными организационно-педагогическими условиями обучения и воспитания безопасной деятельности учащихся и практическим внедрением в школах курса «Основы безопасности жизнедеятельности»; между потребностями образовательной школы в новой системе специальной подготовки школьников и отсутствием научного обоснования подготовки их к безопасной жизнедеятельности [42].

Актуальность проблемы исследования, ее социальная значимость, недостаточная разработанность в педагогической теории обусловили выбор темы дипломной работы: «Роль практических заданий при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности».

Объект

: процесс обучения школьников ОБЖ с применением комплекса практических заданий.

Предмет

:

Роль практических заданий при обучении школьников «Основам безопасности жизнедеятельности».

Цель

работы

: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние применения комплекса практических заданий в курсе основ безопасности жизнедеятельности на уровень знаний и эмоционального отношения к учебной деятельности.

Гипотеза

: Если на уроках основ безопасности жизнедеятельности использовать специальный комплекс практических заданий, то повышается уровень знаний и формируется положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи

:

1. На основе теоретической литературы произвести анализ по проблеме использования практических заданий на уроках ОБЖ;

2. Разработать комплекс уроков с применением практических заданий;

3. Провести педагогический эксперимент;

4. Провести анализ и статистическую обработку результатов исследования.

База исследования

: ученики 7 «А» - 21 учащийся (контрольная группа), 7«В» - 22 учащихся (экспериментальная группа), общее количество 43 человека, гимназия №5 г. Мурманска.

Сроки проведения

:

констатирующий эксперимент – ноябрь 2009 г.

формирующий эксперимент ноябрь 2009 – март 2010 г.

контрольный срез – апрель 2010.

Методы исследования

:

- анализ психолого-педагогической, методической литературы;

- проведение педагогического эксперимента;

- наблюдение;

- опрос по методике (Ч.Д.Спилберг);

- тестирование по ОБЖ;

- статистическая обработка данных (F-критерий Фишера).

Практическая значимость:

разработанный в ходе исследования комплекс уроков с использованием практических заданий может использоваться в работе учителей.

Теоретическая значимость

работы обусловлена ее новизной и заключается в постановке и решении важной для педагогики проблемы: повышении знаний и уровня эмоционального отношения к курсу ОБЖ.

Новые статьи:

Результаты педагогического исследования и их обсуждения
Содержание эксперементальной методики профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий Методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий на основе спортивн ...

Описание компетенции ОПК-2
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" квалификация "бакалавр" предусматривает, что выпускник должен обладать определенными профессиональными компетенциями ...

Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, занятиями, играми, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда п ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru