Вопрос в определении сущности прозвищ

Страница 1

Язык является средством общения людей, и потому он на всех этапах своего развития существует как общий и единый язык для этноса [7: 3].

Язык современной нации представляет собой сложную систему, в которую входят, с одной стороны, стандартная, обработанная, литературная разновидность языка, с другой - его диалекты. Отличаясь друг от друга и от литературного языка рядом характерных черт фонетики, морфологии, синтаксиса и лексики, все диалекты одного языка образуют целостное единство общих присущих им особенностей, благодаря которым язык в целом может быть противопоставлен всем другим языкам.

Диалектология - это лингвистическая дисциплина, которая изучает территориальные диалекты (говоры) конкретного языка.

Диалект - разновидность (вариант) данного языка, которым пользуется ограниченное число людей, связанных общностью территории, в постоянном и живом общении друг с другом. [7: 28]

С середины ХХ в. в разных регионах страны наблюдается интенсивное изучение диалектной речи и языковых особенностей местных рукописных памятников письменности XVI-XVIII вв., содержащих в себе не только лингвистическую, но и историко-культурную информацию. Эти обстоятельства и послужили становлению и оформлению региональной лингвистики или лингвистического краеведения как совокупность знаний о языке определенной территории.

Большое количество работ написано о таком разделе языкознания, как ономастика - наука, изучающая имена собственные живых существ. К именам собственных живых существ относятся:

1) личные имена людей;

2) отчества;

3) прозвища;

4) фамилии;

5) клички животных. [13: 8]

Одним из источников изучения русской антропонимии - лексические богатства русских говоров, которые представляют интерес не только как источник исторического ретроспективного изучения языка, но и как народная устно-разговорная разновидность современного языка. В этом плане большое значение имеет изучение прозвищ.

Прозвище - слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качеству этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества.

Данный слой диалектной лексики почти не изучен. [16: 26]

Особенный интерес к проблеме прозвищ возникает в 50-70-е годы. В это время выходят одно за другим исследования прозвищ, в которых материал уже не просто описан, но и подвергается анализу. Все исследования можно разделить на 2 группы. К первой относятся те работы, в которых исследователи пытаются определить само понятие "прозвище". Ко второй, - те, в которых авторы касаются истории происхождения прозвищ. Хотя следует отметить, что разграничение не совсем четкое. [8: 34] Самым древним термином следует считать имя, которое до 15 в. употреблялось в самом широком значении. Человека, как и многие предметы, могли именовать, нарекать, называть, прозывать. Таким образом, у слова имя была "богатая синонимическая замена". [14: 39] В 18-19 веках происходит определенное дифференцирование при именовании. В.И. Даль отмечал: "Имя предмета - название; Имя животного - кличка; Имя человека - собственное имя, ангельское, крестное и рекло, которое встарь не оглашалось. [5: 43] Словарь Ушакова дает следующее определение: "Прозвище - название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица". Словарь синонимов: "Прозвище - название, указывающее на кому-либо в шутку, в насмешку". Противопоставление канонических личных имен русским мирским постепенно привело к сдвигу значения в термине прозвище. До 17 века термин прозвище приравнивалось термину личное имя, обозначая лишь русские имена. С 18 века прозвище больше употребляется в значении дополнительного, второстепенного именования лица, часто данного в насмешку. Исследователи пока не пришли к единому мнению, что же понимать под термином прозвище. Г.О. Винокур определил прозвище как термин, которому "не свойственна интеллектуальная чистота" [12: 66], т.е. отрешенность от образных и эмоциональных переживаний, "обычно сопутствующих обиходному словоупотреблению".

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Результаты педагогического исследования и их обсуждения
Содержание эксперементальной методики профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий Методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий на основе спортивн ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента
1. Первое задание Отметим особенности, которые возникли у детей при выполнении данного задания: составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображаемых действий. В большинстве случаев для составления фразы требуется дополнительный вопрос, указывающий на выполняемое действие. Ха ...

Видеоурок
Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для то ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru