Педагогический эксперимент мы рассматриваем как один из основных методов нашего исследования, применявшихся для выявления и обоснования педагогических условий совершенствования системы формирования познавательной активности у студентов.
Для достижения цели опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:
1. Выявлялось состояние познавательной активности студентов;
2. Выявлялись условия формирования познавательной активности учащихся.
Опытно – экспериментальная работа проводилась в два этапа:
1. Констатирующий – предполагал выявление состояния познавательной активности студентов;
2. Контрольно – оценочный – выявление условий эффективного формирования познавательной активности учащихся.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты Йошкар-олинского технологического колледжа. Началом опытно – экспериментальной работы стало констатирующее исследование, целью которого было выявление уровня сформированности познавательной активности студентов.
Важным моментом был вопрос о выборе измерительного инструментария, который можно было использовать на всех этапах опытно – экспериментальной работы. Измерительный инструментарий должен был удовлетворять ряду требований. Во-первых, методы измерения должны взаимодополнять и взаимопроверять друг друга. Во-вторых, полученная в ходе эксперимента информация должна однозначно выражать состояние процесса формирования познавательной активности, быть объективным и достаточным. Кроме того, необходимо учитывать и временные траты на проведение того или иного компонента, поэтому необходимо было учитывать и такую характеристику как оперативность метода.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности я использовала такие методы как тестирование, анкетирование, наблюдение.
На констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы принимали участие студенты. Диагностика проводилась при использовании вышеперечисленных методик и в соответствии с разработанными критериями и показателями сформированности познавательной активности. Оценивание уровня сформированности когнитивного, личностного, деятельностного компонентов проводилось по 4-х балльной шкале в соответствии с выделенными показателями и критериями.
С целью выявления сущности познавательной активности студентов я пыталась соотнести оценку, полученную в результате наблюдений за студентами в процессе теоретического обучения и самооценку обучающихся. Для выявления сформированности компонентов познавательной активности мной были составлены специальные анкеты. При разработке анкет отправной точкой явилось определение круга информации, которую необходимо было получить. При подборе вопросов анкеты я опиралась на три основных признака: по назначению, форме и содержанию. По назначению вопросы подразделяются на: фильтрующие, позволяющие выяснить осведомлённость учащихся по проблеме; основные, нацеленные на получение главной информации; контрольные, позволяющие проверить достоверность сведений, получаемых в ответах на основные вопросы.
По форме построения я использовала закрытые вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет», и открытые, не предполагающие ответа. По содержанию применялись вопросы как фактологические, так вопросы и о личности опрашиваемого.
При обработке данных, полученных в ходе анкетирования, меня интересовали не только количественные показатели, но и качественные характеристики ответов учащихся. Так, при выявлении понимания сущности познавательной активности испытуемым предлагался ряд вопросов, предполагающих развёрнутый ответ.
На вопрос: Необходимо ли развивать у учащихся колледжа познавательную активность? Почему?
Многие учащиеся дали односложные ответы: «да», «конечно», «познавательная активность важна» (75%) и т.д. Такие ответы свидетельствуют лишь о том, что учащиеся имеют нечёткое представление о роли познавательной активности, но были получены и следующие варианты ответов (15%):
«Формирование познавательной активности необходимо для дальнейшей успешной профессиональной деятельности»;
«Познавательная активность – качество, способствующее углублению знаний, также процессу самосовершенствованию».
Организация свободной школы
Толстой изложил свои мысли об организации свободной школы в письме к П.И. Бирюкову в 1901г. По его мнению, образование есть ничто иное, как передача того, что думали самые умные люди. Умные же люди думали всегда в трех разных направлениях: философски и религиозно о значении своей жизни - религия и ...
Применение метода case-study
в процессе проведения практики по дисциплине "Региональная экономика"
К одной из тем практических занятий (бюджетная обеспеченность региона), указанных в учебной программе по дисциплине "Региональная экономика" применим инновационную технологию – case-study. Цель обучаемых - проанализировать данную ситуацию, найденные решения, использовав при этом приобрете ...
Физкультурный праздник
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Во ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.