Информация о педагогике » Формирование познавательной активности студентов ВУЗа » Организация работы по формированию познавательной активности учащихся

Организация работы по формированию познавательной активности учащихся

Страница 1

Педагогический эксперимент мы рассматриваем как один из основных методов нашего исследования, применявшихся для выявления и обоснования педагогических условий совершенствования системы формирования познавательной активности у студентов.

Для достижения цели опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:

1. Выявлялось состояние познавательной активности студентов;

2. Выявлялись условия формирования познавательной активности учащихся.

Опытно – экспериментальная работа проводилась в два этапа:

1. Констатирующий – предполагал выявление состояния познавательной активности студентов;

2. Контрольно – оценочный – выявление условий эффективного формирования познавательной активности учащихся.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты Йошкар-олинского технологического колледжа. Началом опытно – экспериментальной работы стало констатирующее исследование, целью которого было выявление уровня сформированности познавательной активности студентов.

Важным моментом был вопрос о выборе измерительного инструментария, который можно было использовать на всех этапах опытно – экспериментальной работы. Измерительный инструментарий должен был удовлетворять ряду требований. Во-первых, методы измерения должны взаимодополнять и взаимопроверять друг друга. Во-вторых, полученная в ходе эксперимента информация должна однозначно выражать состояние процесса формирования познавательной активности, быть объективным и достаточным. Кроме того, необходимо учитывать и временные траты на проведение того или иного компонента, поэтому необходимо было учитывать и такую характеристику как оперативность метода.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности я использовала такие методы как тестирование, анкетирование, наблюдение.

На констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы принимали участие студенты. Диагностика проводилась при использовании вышеперечисленных методик и в соответствии с разработанными критериями и показателями сформированности познавательной активности. Оценивание уровня сформированности когнитивного, личностного, деятельностного компонентов проводилось по 4-х балльной шкале в соответствии с выделенными показателями и критериями.

С целью выявления сущности познавательной активности студентов я пыталась соотнести оценку, полученную в результате наблюдений за студентами в процессе теоретического обучения и самооценку обучающихся. Для выявления сформированности компонентов познавательной активности мной были составлены специальные анкеты. При разработке анкет отправной точкой явилось определение круга информации, которую необходимо было получить. При подборе вопросов анкеты я опиралась на три основных признака: по назначению, форме и содержанию. По назначению вопросы подразделяются на: фильтрующие, позволяющие выяснить осведомлённость учащихся по проблеме; основные, нацеленные на получение главной информации; контрольные, позволяющие проверить достоверность сведений, получаемых в ответах на основные вопросы.

По форме построения я использовала закрытые вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет», и открытые, не предполагающие ответа. По содержанию применялись вопросы как фактологические, так вопросы и о личности опрашиваемого.

При обработке данных, полученных в ходе анкетирования, меня интересовали не только количественные показатели, но и качественные характеристики ответов учащихся. Так, при выявлении понимания сущности познавательной активности испытуемым предлагался ряд вопросов, предполагающих развёрнутый ответ.

На вопрос: Необходимо ли развивать у учащихся колледжа познавательную активность? Почему?

Многие учащиеся дали односложные ответы: «да», «конечно», «познавательная активность важна» (75%) и т.д. Такие ответы свидетельствуют лишь о том, что учащиеся имеют нечёткое представление о роли познавательной активности, но были получены и следующие варианты ответов (15%):

«Формирование познавательной активности необходимо для дальнейшей успешной профессиональной деятельности»;

«Познавательная активность – качество, способствующее углублению знаний, также процессу самосовершенствованию».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Обучение аудированию на коммуникативной основе
Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуац ...

Моторный метод
Для экскурсии специфической чертой является активная моторно-двигательная деятельность в ходе продвижения к объекту или наблюдения его во время автобусной поездки. Остановимся на вопросе влияния расстояния, с которого педагог предлагает ученикам вести наблюдение объектов, на их восприятие. В самом ...

Результаты педагогического исследования и их обсуждения
Содержание эксперементальной методики профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий Методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий на основе спортивн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru