Информация о педагогике » Формирование познавательной активности студентов ВУЗа » Организация работы по формированию познавательной активности учащихся

Организация работы по формированию познавательной активности учащихся

Страница 4

Мотивы, побуждающие учащихся к формированию познавательной активности

мотивы

%

1

Внутренний мотив выражает увлечённость процессом формирования познавательной активности

10%

2

Познавательный мотив

2.1

Стремление к расширению и обогащению системы знаний

11%

2.2

Стремление к самообразованию

7,1%

3

Мотив избегания

36,7%

4

Состязательный мотив

19,5%

5

Мотив самоуважения – стремление к самосовершенствованию

7,1%

6

Чувство долга и ответственности

8,6%

Таким образом, данные, полученные, в ходе констатирующего эксперимента подтвердили моё предположение о необходимости специально организованной работы по формированию познавательной активности учащихся.

Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера,

направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен мною новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка уровня познавательной активности».

Уровень познавательной активности учащихся определялся по пятибалльной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в Приложении и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.

Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов

Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла

Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла

Критерии определения уровней познавательной активности:

· Высокий уровень – творческий

.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

· Средний уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

· Низкий уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий студента, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Методика проводится фронтально – с группой учащихся. После раздачи бланков учащимся предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание, например, затем экспериментатор должен ответить на все задаваемые студентами вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10–15 мин. Опросник состоит из 19 вопросов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Особенности детей из социально-неблагополучных семей
наркомания профилактика ребенок неблагополучная семья Отличительной особенностью детской психики и детского организма является то, что на тяжелые и длительные стрессы ребенок чаще реагирует дистрессом - патологической, болезненной реакцией дезадаптации. Это связано в первую очередь с возрастом дете ...

Работа социального педагога в детских реабилитациоонных центрах
Деятельность специализированных учреждений отнесена к компетенции органов социальной защиты населения. Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения ребенка и родительско-детских отношений осуществляются общеобразовательными учреждениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, центрам ...

Правила к отбору произведений живописи и поэтического слова
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроет перед его взором, чему удивится и чем восхитится он – все это станет осново ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru