Мотивы, побуждающие учащихся к формированию познавательной активности
№ |
мотивы |
% |
1 |
Внутренний мотив выражает увлечённость процессом формирования познавательной активности |
10% |
2 |
Познавательный мотив | |
2.1 |
Стремление к расширению и обогащению системы знаний |
11% |
2.2 |
Стремление к самообразованию |
7,1% |
3 |
Мотив избегания |
36,7% |
4 |
Состязательный мотив |
19,5% |
5 |
Мотив самоуважения – стремление к самосовершенствованию |
7,1% |
6 |
Чувство долга и ответственности |
8,6% |
Таким образом, данные, полученные, в ходе констатирующего эксперимента подтвердили моё предположение о необходимости специально организованной работы по формированию познавательной активности учащихся.
Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера,
направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен мною новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка уровня познавательной активности».
Уровень познавательной активности учащихся определялся по пятибалльной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в Приложении и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Критерии определения уровней познавательной активности:
· Высокий уровень – творческий
.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
· Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
· Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий студента, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Методика проводится фронтально – с группой учащихся. После раздачи бланков учащимся предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание, например, затем экспериментатор должен ответить на все задаваемые студентами вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10–15 мин. Опросник состоит из 19 вопросов.
Выбор методов, проверка гипотезы исследования, формулировка выводов
Процесс научного исследования начинается с возникновения идеи, связывающей все его структурные элементы и определяющей порядок выполнения работы, который зависит от вида исследования. В целом все авторы отмечают общую последовательность его выполнения: 1. Выбор темы исследования, установление пробл ...
Классификация самостоятельных работ
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя ...
Социально-педагогические аспекты организации
самоуправленческой деятельности учащихся в процессе ПО
Социальный аспект формирования у будущих рабочих опыта организационно-управленческих отношений располагается в социальном заказе нашего общества на личность труженика, готового и способного наряду с выполнением производственных функций участвовать в управлении производственными и общественными дела ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.