Информация о педагогике » Формирование познавательной активности студентов ВУЗа » Организация работы по формированию познавательной активности учащихся

Организация работы по формированию познавательной активности учащихся

Страница 6

– повышение познавательной активности должно рассматриваться как поиск оснований единства содержательных и методических аспектов образования, структура которых обеспечивает высокую познавательную активность и познавательный интерес у студентов;

– в качестве психологической основы развития познавательной активности студентов выступает наличие у них познавательного интереса к содержанию образования как в аспекте его предметного содержания, так и в аспекте форм и методов обучения.

– познавательная активность студентов в образовательном процессе вуза возрастает, если предметное (информационное) содержание образования:

• оптимально сочетает в себе теорию и практику;

• оптимальной является ситуация, когда теоретическое содержание субъективно оценивается как важный инструмент практической деятельности;

• формируется в соответствии с принципом проблемности, т.е. решение учебной проблемы выступает как условие эффективности решения профессиональных задач в будущем;

• развитие познавательной активности осуществляется, если методы и формы обучения позволяют системно решать комплекс взаимосвязанных задач:

• повышение интереса к предметно-информационному содержанию учебных курсов;

• в вопросе формирования познавательного интереса к содержанию образования у студентов в образовательном процессе педагогического вуза особое внимание должно уделяться методам обучения, т.к. они выступают, с одной стороны, как аспект содержания образования, а с другой стороны как способ организации познавательной деятельности. При этом максимальный результат достигается тогда, когда в системе методов обучения присутствуют интерактивные методы.

Также хотелось бы отметить, что немало важным при организации условий для развития познавательной активности студентов необходимо учитывать психологические особенности обучаемых.

И.А. Горяинова выделяет четыре группы принципов психологических особенностей:

Первая группа принципов учитывает направленность личности студента, ее моральные качества, интересы, потребности, мотивы:

· принципы самосовершенствования;

· принцип самореализации в творчестве;

· принцип готовности к будущей профессии;

· принцип самоуважения.

Вторая группа – это принципы социально – профессионального опыта:

- принцип учета поведения;

- принцип учета привычек;

- принцип развитости общения;

- принцип учета профессиональных умений;

- принцип учета развития аудиовизуальной культуры.

Третья группа – это принципы учета индивидуальных психических процессов студентов.

Четвертая группа принципов – это учет типологических свойств личности:

- принцип учета половых и возрастных различий;

- принцип учета особенностей и свойств нервной системы.

Основными педагогическими условиями эффективного развития познавательной активности у студентов могут являться:

• целевая направленность образовательного процесса на формирование устойчивых, познавательных интересов и мотивов у студентов в процессе учебной деятельности;

• психолого – педагогическая диагностики познавательной активности студентов;

• учет динамики познавательной активности студентов в системе многоуровневого педагогического образования;

• моделирование учебно-познавательной деятельности студентов;

• объект – субъектное взаимодействие участников образовательного. процесса вуза.

Проведённое мной исследование позволило сделать вывод о том, что, необходимость изучения проблем формирования познавательной активности учащихся в процессе обучения в колледже обусловлена причинами социального и личностного плана. Социальная необходимость связана с ускорением темпов научно – технического прогресса, кардинальных изменений во всех сферах жизни общества. Личностная необходимость отражает психические особенности.

Анализ современного состояния изучаемой проблемы формирования познавательной активности учащихся позволил выявить недостаточность разработки её в теории и на практике профессионального образования, вследствие такой характеристики, как низкий уровень сформированности у учащихся познавательной активности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Роль педагогической практики в формировании у будущих учителей психолого-педагогических и методологических навыков
география педагогический практика методологический Содержание психолого-педагогической практики с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: ознакомление с учебно-воспитательной работой школы; изучение личности и коллектива; воспитательную работ ...

Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере центральной детской библиотеки г. Демидова
Понятие «Родина» и «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило, с тем местом, где находится дом, школа, родители и друзья, то есть с конкретным местом, в котором живут ребята. И от того, насколько хорошо они знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства ре ...

Проектирование курса психологии для студентов инженерных специальностей
Психология в качестве обязательного для изучения предмета введена в учебные планы подготовки специалистов в КрасГАУ с 1995 года и преподается в течение одного семестра на 2 или 3 курсе. Ее содержание представлено в общей программе дисциплины «Психология и педагогика» Государственного стандарта цикл ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru