Предмет морфологии и ее место в грамматике

Морфология (от греч. µορφη "форма" и λογοσ "учение", буквально "учение о форме") - это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств.

В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики (грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, а внутри частей речи - по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразования отдельных частей речи, а также основных случаев употребления грамматических форм в контексте.

До середины ХХ в. В русской грамматике не было четкого различия между морфологией и словообразованием. Однако постепенно словообразование выделилось в самостоятельный раздел грамматики, обособившись от морфологии. При этом предмет морфологии несколько сузился. В современных учебниках он представлен в виде трех разделов:

1) грамматические классы и разряды слов (части речи);

2) грамматические категории;

3) парадигматика (системы форм словоизменения). С появлением раздела словообразования содержание предмета морфологии в школьных учебниках стало более четким.

В результате морфологию можно определить как раздел грамматики, в котором описываются части речи, их грамматические (морфологические) формы и грамматические значения. Такую морфологию В.В. Виноградов назвал грамматическим учением о слове.

Морфология, будучи одним из разделов грамматики, тесно соприкасается с лексикологией, словообразованием и синтаксисом. Слова, прежде всего, изучаются в лексикологии, где они рассматриваются с точки зрения их конкретной, "вещественной" семантики в качестве обозначений предметов, явлений, признаков и т.д. Однако любое слово является не только лексической, но и грамматической единицей и, наряду с вещественным значением, слово обладает в той или иной форме некоторыми дополнительными, так называемыми грамматическими значениями (время, род, число, падеж и пр.). Формы слова на основе свойственных им грамматических значений соотносятся друг с другом, а также с формами других слов и могут быть объединены в определенные ряды (парадигмы). Изучение слов по всем указанным параметрам относится уже не к лексикологии, а к морфологии.

Особенно тесно морфология соприкасается со словообразованием. Проблема заключается в том, что не всегда можно четко определить, где лишь словоформа, а где уже новое лексическое значение слова, например, образование видовых пар глаголов (делать - сделать, записать - записывать). Такие вопросы можно рассматривать как в области морфологии, так и словообразования.

Связь морфологии и синтаксиса проявляется в том, что морфология изучает грамматические свойства слов, обеспечивающие их способность участвовать в построении предложений. Различие морфологии и синтаксиса заключается в том, что объектом изучения морфологии является слово, тогда как для синтаксиса объектом изучения служит предложение, элементы предложения в виде разных групп слов. И морфология, и синтаксис рассматривают слова, но подходят к ним с разных сторон и выясняют разные взаимоотношения слов в общей системе языка.

Основными понятиями морфологии являются понятие формы слова (словоформы), грамматического значения, грамматической категории, морфологической парадигмы и части речи. С опорой на эти понятия описывается морфологический строй русского языка. Младшие школьники на уроках русского языка оперируют практически всеми морфологическими понятиями, хотя и не используют соответствующую научную терминологию.

Новые статьи:

Проведен анализ концепций Л.Н. Толстого о народном образовании, его представление о сущности воспитания в целом
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель – его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. С ранних лет Толстой предавался раз ...

Количественные характеристики заданий по отдельным темам и уровням
Всего в учебнике содержится 4086 заданий, соответствующих общему перечню контролируемых вопросов содержания. Количество заданий уровня В, в среднем, в два раза больше, чем заданий уровня А. В разделе «Выражения и преобразования» содержится 18% от общего количества заданий. Но не надо забывать, что ...

Моторный метод
Для экскурсии специфической чертой является активная моторно-двигательная деятельность в ходе продвижения к объекту или наблюдения его во время автобусной поездки. Остановимся на вопросе влияния расстояния, с которого педагог предлагает ученикам вести наблюдение объектов, на их восприятие. В самом ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru