Ответы некоторых учащихся (10%) описываются не только необходимостью развития познавательной активности, но и отражает их мнение, как делать данный процесс наиболее эффективным.
«
Я будущий высококвалифицированный специалист, поэтому я должен уметь быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям производства, должен быть готовым к принятию ответственных решений, поэтому формирование познавательной активности считаю необходимым условием для моего профессионального роста».
Меня интересовала оценка учащимися роли познавательной активности в их подготовке как будущих высококвалифицированных рабочих. Им предлагалось проранжировать функции познавательной активности. Ранговая шкала познавательной активности учащихся при обучении свидетельствует о том, что обучаемые в целом достаточно высоко оценивают её предназначение в развитии различных качеств рабочего, однако, некоторые функции получили недостаточную оценку, что объясняется наличием недостатков в организации процесса формирования познавательной активности.
Ранговая шкала функций познавательной активности учащихся:
1. Способствует росту увлечённости избранной профессией.
2. Формирует потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
3. Стимулирует развитие познавательного интереса в процессе обучения.
4. Способствует формированию системы знаний.
5. Развивает умения и навыки самостоятельного труда.
6. Способствует более полному применению полученных знаний на практике.
7. Развивает техническое мышление.
8. Воспитывает чувство долга и ответственности.
9. Воспитывает усидчивость и терпение.
10. Способствует развитию творческих способностей.
Наивысшую оценку получили такие функции как рост увлечённости избранной профессией, развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании, стимулирование познавательного интереса. Учащиеся справедливо указали на значение познавательной активности в формировании знаний, в развитии умений. Однако, достаточно низкую оценку получили функции воспитания усидчивости и терпения, развитие творческих способностей. При объяснении ответов учащиеся указали, что процесс обучения в колледже, не всегда в полной мере учитывает особенности школьной подготовки, некоторые индивидуальные особенности, а большая загруженность учащихся в процессе теоретического обучения приводит к перезагруженности.
В процессе ранжирования учащиеся достаточно высоко оценили воспитательные функции познавательной активности, что объясняется спецификой обучения в колледже.
В своём исследовании я предприняла попытку выявить основные причины препятствующие формированию познавательной активности.
Проведя анкетирование, выяснила, что основными причинами затруднений в формировании познавательной активности учащиеся считают следующие факторы:
№ |
Факторы |
% |
1 |
Личная неорганизованность |
18,6% |
2 |
Неумение работать самостоятельно, невыполнение домашнего задания |
10% |
3 |
Отсутствие интереса к предмету |
18,1% |
4 |
Неудовлетворённость бытовыми условиями |
8,1% |
5 |
Низкий уровень знаний |
15,2% |
6 |
Отрицательное эмоциональное отношение |
6,2% |
7 |
Высокая загруженность занятиями в течение дня |
4,3% |
8 |
Первоначальное отсутствие интереса к избранной профессии |
2,4% |
9 |
Несформированность у учащихся объективного представления о познавательной активности, как неотъемлемого качества будущего высококвалифицированного рабочего |
17,1% |
Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на
примере центральной детской библиотеки г. Демидова
Понятие «Родина» и «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило, с тем местом, где находится дом, школа, родители и друзья, то есть с конкретным местом, в котором живут ребята. И от того, насколько хорошо они знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства ре ...
Роль педагога в развитии театрализованной игры
Важным моментом, определяющим творческое художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества. Формирование творческой активности детей в процессе театрализо ...
Возрастные особенности развития внимания детей
Внимание, как психический процесс, имеет свои этапы развития. [6,7] Первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. В это время появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.