Ответы некоторых учащихся (10%) описываются не только необходимостью развития познавательной активности, но и отражает их мнение, как делать данный процесс наиболее эффективным.
«
Я будущий высококвалифицированный специалист, поэтому я должен уметь быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям производства, должен быть готовым к принятию ответственных решений, поэтому формирование познавательной активности считаю необходимым условием для моего профессионального роста».
Меня интересовала оценка учащимися роли познавательной активности в их подготовке как будущих высококвалифицированных рабочих. Им предлагалось проранжировать функции познавательной активности. Ранговая шкала познавательной активности учащихся при обучении свидетельствует о том, что обучаемые в целом достаточно высоко оценивают её предназначение в развитии различных качеств рабочего, однако, некоторые функции получили недостаточную оценку, что объясняется наличием недостатков в организации процесса формирования познавательной активности.
Ранговая шкала функций познавательной активности учащихся:
1. Способствует росту увлечённости избранной профессией.
2. Формирует потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
3. Стимулирует развитие познавательного интереса в процессе обучения.
4. Способствует формированию системы знаний.
5. Развивает умения и навыки самостоятельного труда.
6. Способствует более полному применению полученных знаний на практике.
7. Развивает техническое мышление.
8. Воспитывает чувство долга и ответственности.
9. Воспитывает усидчивость и терпение.
10. Способствует развитию творческих способностей.
Наивысшую оценку получили такие функции как рост увлечённости избранной профессией, развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании, стимулирование познавательного интереса. Учащиеся справедливо указали на значение познавательной активности в формировании знаний, в развитии умений. Однако, достаточно низкую оценку получили функции воспитания усидчивости и терпения, развитие творческих способностей. При объяснении ответов учащиеся указали, что процесс обучения в колледже, не всегда в полной мере учитывает особенности школьной подготовки, некоторые индивидуальные особенности, а большая загруженность учащихся в процессе теоретического обучения приводит к перезагруженности.
В процессе ранжирования учащиеся достаточно высоко оценили воспитательные функции познавательной активности, что объясняется спецификой обучения в колледже.
В своём исследовании я предприняла попытку выявить основные причины препятствующие формированию познавательной активности.
Проведя анкетирование, выяснила, что основными причинами затруднений в формировании познавательной активности учащиеся считают следующие факторы:
№ |
Факторы |
% |
1 |
Личная неорганизованность |
18,6% |
2 |
Неумение работать самостоятельно, невыполнение домашнего задания |
10% |
3 |
Отсутствие интереса к предмету |
18,1% |
4 |
Неудовлетворённость бытовыми условиями |
8,1% |
5 |
Низкий уровень знаний |
15,2% |
6 |
Отрицательное эмоциональное отношение |
6,2% |
7 |
Высокая загруженность занятиями в течение дня |
4,3% |
8 |
Первоначальное отсутствие интереса к избранной профессии |
2,4% |
9 |
Несформированность у учащихся объективного представления о познавательной активности, как неотъемлемого качества будущего высококвалифицированного рабочего |
17,1% |
Сравнительный анализ программ по теме исследований
На современном этапе существует масса различных программ развития, воспитания и обучения ребенка – дошкольника. Многие из них уделяют особое внимание изобразительной деятельности, в том числе и обучению детей рисованию пейзажа. Для того чтобы понять, какое место уделяется обучению детей дошкольного ...
Воспитание и школа в Афинах
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство – демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н.э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Афи ...
Выявление уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего
дошкольного возраста
Для выявления уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста был проведен констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста об аквариумных рыбках. Для реализации ц ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.