Главные причины недостаточной сформированности у себя познавательной активности учащиеся видят во внешних и внутренних факторах. Внешний фактор – перезагруженность аудиторными занятиями, неблагоприятные бытовые условия, социальные причины. Внутренние факторы – личная неорганизованность, неумение работать самостоятельно.
Прежде чем проводить исследование мотивационных факторов, побуждающих учащихся к формированию и развитию познавательной активности, я сочла целесообразным изучить отношение учащихся к обучению по избранной профессии, которое определяет уровень их заинтересованности в обучении, самосовершенствования. По данному направлению были получены данные, показывающие содержание мотивов учащихся 1 курса. Удалось выделить две группы: первая группа связана с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения (внутренние), вторая группа – взаимоотношение учащихся со средой (внешние). При обработке данных были выявлены виды мотивов учащихся и составлена таблица в порядке убывания значимости для учащихся каждой группы мотивов.
№ |
Мотивы учащихся |
% |
1 |
Интерес к профессии, к обучению по профессии |
72% |
2 |
Продолжение обучения в вузах |
35,3% |
3 |
Получение среднего профессионального образования |
32,4% |
4 |
Будущее самоопределение |
31,6% |
5 |
Социальная значимость профессии |
26,5% |
6 |
Самосовершенствование |
14,7% |
7 |
Призвание, мечта |
7,5% |
8 |
Продолжение семейной традиции |
4,7% |
9 |
Требование родителей |
3,1% |
Данные выборки свидетельствуют, что для 1\3 учащихся значение образования важно, но несмотря на его важность, всё же значительно большее значение для них приобретает интерес к изучаемой профессии, т.е. к спецдисциплинам, а не к образованию вообще с целью расширить свой кругозор о разных сторонах окружающей действительности.
Несмотря на то, что 35,3% учащихся ориентированы на получение высшего образования, признают значимость самосовершенствования в процессе обучения совсем немногие – 14,7%. Это означает, что значительная часть из них не осознаёт роли образования в своей жизни и стремится получить образование не ради интеллектуального развития, а для получения жизненных благ, с ним связанных. Полученные данные свидетельствуют о том, что у основной части учащихся сложился комплекс потребностей, выражающихся приобщением к жизни и деятельности взрослых.
Анализ же результатов исследования мотивационных факторов, побуждающих учащихся к формированию и развитию познавательной активности выявил низкое мотивационное обеспечение (анализ производился на основе данных, полученных при помощи «опросника мотивации». Первые места занимают: мотив избегания неудач, которому свойственна отрицательная побуждающая ценность результата, а именно боязнь показать низкий результат, состязательный мотив. Важнейшие внутренние познавательные мотивы в качестве ведущего отмечается у незначительного количества учащихся.
Методика проведения внемузейного урока-экскурсии
Одним из распространенных видов урока - экскурсии является пешеходная экскурсия, которая может также предусматривать посещение музея или музейно-архитектурного комплекса. В ходе такой экскурсии экскурсовод побуждает учеников внимательно всматриваться в объекты и с помощью вопросов, в которых содерж ...
Практические
задания как средство активизации учебного процесса
Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе является тесная связь обучения с трудом. Всемерное развитие самостоятельности и инициатива учащихся - одно из важнейших условий правильного построения преподавания всех школьных дисциплин, в том числе и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) ...
Трудности изучения морфологии в начальных классах и
пути их преодоления
Специфика морфологических понятий обусловлена своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начал ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.