Информация о педагогике » Формирование познавательной активности студентов ВУЗа » Организация работы по формированию познавательной активности учащихся

Организация работы по формированию познавательной активности учащихся

Страница 3

Главные причины недостаточной сформированности у себя познавательной активности учащиеся видят во внешних и внутренних факторах. Внешний фактор – перезагруженность аудиторными занятиями, неблагоприятные бытовые условия, социальные причины. Внутренние факторы – личная неорганизованность, неумение работать самостоятельно.

Прежде чем проводить исследование мотивационных факторов, побуждающих учащихся к формированию и развитию познавательной активности, я сочла целесообразным изучить отношение учащихся к обучению по избранной профессии, которое определяет уровень их заинтересованности в обучении, самосовершенствования. По данному направлению были получены данные, показывающие содержание мотивов учащихся 1 курса. Удалось выделить две группы: первая группа связана с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения (внутренние), вторая группа – взаимоотношение учащихся со средой (внешние). При обработке данных были выявлены виды мотивов учащихся и составлена таблица в порядке убывания значимости для учащихся каждой группы мотивов.

Мотивы учащихся

%

1

Интерес к профессии, к обучению по профессии

72%

2

Продолжение обучения в вузах

35,3%

3

Получение среднего профессионального образования

32,4%

4

Будущее самоопределение

31,6%

5

Социальная значимость профессии

26,5%

6

Самосовершенствование

14,7%

7

Призвание, мечта

7,5%

8

Продолжение семейной традиции

4,7%

9

Требование родителей

3,1%

Данные выборки свидетельствуют, что для 1\3 учащихся значение образования важно, но несмотря на его важность, всё же значительно большее значение для них приобретает интерес к изучаемой профессии, т.е. к спецдисциплинам, а не к образованию вообще с целью расширить свой кругозор о разных сторонах окружающей действительности.

Несмотря на то, что 35,3% учащихся ориентированы на получение высшего образования, признают значимость самосовершенствования в процессе обучения совсем немногие – 14,7%. Это означает, что значительная часть из них не осознаёт роли образования в своей жизни и стремится получить образование не ради интеллектуального развития, а для получения жизненных благ, с ним связанных. Полученные данные свидетельствуют о том, что у основной части учащихся сложился комплекс потребностей, выражающихся приобщением к жизни и деятельности взрослых.

Анализ же результатов исследования мотивационных факторов, побуждающих учащихся к формированию и развитию познавательной активности выявил низкое мотивационное обеспечение (анализ производился на основе данных, полученных при помощи «опросника мотивации». Первые места занимают: мотив избегания неудач, которому свойственна отрицательная побуждающая ценность результата, а именно боязнь показать низкий результат, состязательный мотив. Важнейшие внутренние познавательные мотивы в качестве ведущего отмечается у незначительного количества учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Методика проведения внемузейного урока-экскурсии
Одним из распространенных видов урока - экскурсии является пешеходная экскурсия, которая может также предусматривать посещение музея или музейно-архитектурного комплекса. В ходе такой экскурсии экскурсовод побуждает учеников внимательно всматриваться в объекты и с помощью вопросов, в которых содерж ...

Практические задания как средство активизации учебного процесса
Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе является тесная связь обучения с трудом. Всемерное развитие самостоятельности и инициатива учащихся - одно из важнейших условий правильного построения преподавания всех школьных дисциплин, в том числе и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) ...

Трудности изучения морфологии в начальных классах и пути их преодоления
Специфика морфологических понятий обусловлена своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начал ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru