Развитие познавательной активности способствует формированию позитивного отношения к теоретическому знанию, к учебной и профессиональной деятельности, освоению практических умений, формированию профессионально – личностных качеств учащихся, их мотивационной, когнитивной и организационной готовности к профессиональному самообразованию, создание основы для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности, что способствует обеспечению профессиональной мобильности будущего специалиста.
Анализ теоретических исследований и практики профессионального обучения позволил определить сущность, структуру познавательной активности учащихся в процессе теоретического обучения. Было выявлено отсутствие целостной концепции формирования познавательной активности.
Опытно-экспериментальная работа показала, что для эффективного формирования познавательной активности требуется такая организация профессионального обучения, которая предусматривает: постановку цели формирования познавательной активности; использование методов и средств, адекватных целям формирования познавательной активности.
В данном исследовании познавательная активность студентов рассматривается мной, как продуктивная деятельность, в которой проявляется их отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности и стремление мобилизовать свои волевые усилия в условиях, направленных на формирование устойчивых познавательных интересов и мотивов.
Структура познавательной активности студентов представляет собой органичное единство следующих компонентов: содержательно-операционного, эмоционально-волевого и рефлексивно-оценочного.
Практическая реализация модели развития познавательной активности студентов происходила при следующих педагогических условиях:
• целевой направленности образовательного процесса на формирование устойчивых, познавательных интересов и мотивов у студентов в процессе учебной деятельности;
• психолого-педагогической диагностики познавательной активности студентов.
В качестве оценочной категории развития познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза я ориентировались на следующие уровни:
- высокий или творческий уровень, включающий сформированность знаний, умений и навыков учебной деятельности, устойчивый интерес к процессу обучения, проявление надситуативности, рефлексии;
- средний или интерпретирующий уровень, включающий присутствие знаний, умений и навыков, неустойчивый интерес к процессу обучения, студенты не всегда проявляют рефлексию;
- низкий или воспроизводящий уровень, характеризующийся невысоким уровнем сформированное знаний, умений и навыков – учебной деятельности, формированием волевых усилий и устойчивого интереса, несистематической рефлексией.
В ходе формирующего эксперимента проведенного на базе Йошкар-олинского колледжа было показано, что процесс развития познавательной активности должен проходить поэтапно, в соответствии с компонентами учебной деятельности.
Развитие познавательной активности в образовательном процессе вуза было реализовано на трех этапах: мотивационно – прогностическом; операционно-доказательном; рефлексивно – оценочном.
Резюмируя вышесказанное, отмечу, что наиболее высокий уровень познавательной активности обусловлен учебной мотивацией, которая достигается постоянным побуждением студента к самосовершенствованию при создании соответствующих условий в образовательном процессе педагогического вуза, а также появлением у студентов желания добиваться новых, более высоких, по сравнению с предыдущим этапом обучения, результатов познавательной деятельности.
Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и
педагогов
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Говоря о формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с ...
Сказка как метод народной психологии
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки нам дороги, как родина, как их творец – народ. Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказо ...
Психолого-педагогические основы работы в школе
Для того чтобы в полной мере охарактеризовать психолого-педагогические основы работы в школе стоит обратиться к структуре понятия. Оно сочетает в себе два основных направления реализующихся в процессе работы с учащимися, а именно психологическую и педагогическую составляющую. Провести четкую границ ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.