Информация о педагогике » Формирование познавательной активности студентов ВУЗа » Организация работы по формированию познавательной активности учащихся

Организация работы по формированию познавательной активности учащихся

Страница 7

Развитие познавательной активности способствует формированию позитивного отношения к теоретическому знанию, к учебной и профессиональной деятельности, освоению практических умений, формированию профессионально – личностных качеств учащихся, их мотивационной, когнитивной и организационной готовности к профессиональному самообразованию, создание основы для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности, что способствует обеспечению профессиональной мобильности будущего специалиста.

Анализ теоретических исследований и практики профессионального обучения позволил определить сущность, структуру познавательной активности учащихся в процессе теоретического обучения. Было выявлено отсутствие целостной концепции формирования познавательной активности.

Опытно-экспериментальная работа показала, что для эффективного формирования познавательной активности требуется такая организация профессионального обучения, которая предусматривает: постановку цели формирования познавательной активности; использование методов и средств, адекватных целям формирования познавательной активности.

В данном исследовании познавательная активность студентов рассматривается мной, как продуктивная деятельность, в которой проявляется их отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности и стремление мобилизовать свои волевые усилия в условиях, направленных на формирование устойчивых познавательных интересов и мотивов.

Структура познавательной активности студентов представляет собой органичное единство следующих компонентов: содержательно-операционного, эмоционально-волевого и рефлексивно-оценочного.

Практическая реализация модели развития познавательной активности студентов происходила при следующих педагогических условиях:

• целевой направленности образовательного процесса на формирование устойчивых, познавательных интересов и мотивов у студентов в процессе учебной деятельности;

• психолого-педагогической диагностики познавательной активности студентов.

В качестве оценочной категории развития познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза я ориентировались на следующие уровни:

- высокий или творческий уровень, включающий сформированность знаний, умений и навыков учебной деятельности, устойчивый интерес к процессу обучения, проявление надситуативности, рефлексии;

- средний или интерпретирующий уровень, включающий присутствие знаний, умений и навыков, неустойчивый интерес к процессу обучения, студенты не всегда проявляют рефлексию;

- низкий или воспроизводящий уровень, характеризующийся невысоким уровнем сформированное знаний, умений и навыков – учебной деятельности, формированием волевых усилий и устойчивого интереса, несистематической рефлексией.

В ходе формирующего эксперимента проведенного на базе Йошкар-олинского колледжа было показано, что процесс развития познавательной активности должен проходить поэтапно, в соответствии с компонентами учебной деятельности.

Развитие познавательной активности в образовательном процессе вуза было реализовано на трех этапах: мотивационно – прогностическом; операционно-доказательном; рефлексивно – оценочном.

Резюмируя вышесказанное, отмечу, что наиболее высокий уровень познавательной активности обусловлен учебной мотивацией, которая достигается постоянным побуждением студента к самосовершенствованию при создании соответствующих условий в образовательном процессе педагогического вуза, а также появлением у студентов желания добиваться новых, более высоких, по сравнению с предыдущим этапом обучения, результатов познавательной деятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Новые статьи:

Сущность понятия «социально-воспитательная деятельность»
музей старшеклассник воспитательный образовательный В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главн ...

Практические задания как средство активизации учебного процесса
Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе является тесная связь обучения с трудом. Всемерное развитие самостоятельности и инициатива учащихся - одно из важнейших условий правильного построения преподавания всех школьных дисциплин, в том числе и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) ...

Методы и приемы передачи ценностей и эмоционально-волевого развития младших школьников
Метод обучения – система действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, которая устойчиво ведет к усвоению содержания образования. Номенклатура методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский, м ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru