На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Учитывая сформированные у ребенка представления, педагог заостряет его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт. Воспитатель знакомит детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый детям образ или несложная картина природы, и одновременно демонстрирует яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического понимания пейзажной лирики усложняется. Воспитатель продолжает опираться на опыт ребенка, который значительно обогащается к шестому году жизни, и на новые впечатления, получаемые в результате активных наблюдений. Но роль иллюстрации к произведению значительно меняется. Педагог уже имеет возможность свободно использовать не только непосредственно иллюстрации к тексту, но и репродукции с картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы.
Со старшими детьми чаще проводится экскурсии в природу, подготавливающие детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажами. Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в стихах. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремится воспроизвести это в своих рисунках.
Подбор картин для среднего возраста.
Куинджи «Березовая роща».
Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», «Март», «Весна большая вода».
Н. Рерих «Закат».
Саврасов «Грачи прилетели»
Шишкин «Сосновый бор», «Дубы», «Зима», и другие. Перенести в конец
Проектирование курса психологии для студентов инженерных специальностей
Психология в качестве обязательного для изучения предмета введена в учебные планы подготовки специалистов в КрасГАУ с 1995 года и преподается в течение одного семестра на 2 или 3 курсе. Ее содержание представлено в общей программе дисциплины «Психология и педагогика» Государственного стандарта цикл ...
Роль педагога в развитии театрализованной игры
Важным моментом, определяющим творческое художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества. Формирование творческой активности детей в процессе театрализо ...
Проведен анализ концепций Л.Н. Толстого о народном образовании, его
представление о сущности воспитания в целом
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель – его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. С ранних лет Толстой предавался раз ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.