Информация о педагогике » Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников » Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека

Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека

Страница 1

Под самосознанием принято понимать осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков. Иногда термины “самосознание” и “я-концепция” считаются синонимами. Эти термины не являются синонимами, хотя и близки по смыслу. Термин “самосознание” можно применить как к процессу самоосознавания, так и к продукту этого процесса. Термины же “я-концепция” и “я-образ” относятся только к продукту самосознания.

Под я-концепцией понимается совокупность всех представлений о себе , сопряженная с их оценкой [1]. А.В.Захарова [2] считает, что я-концепция отражает тот уровень развития знаний субъекта о себе , на котором она и функционирует как сложившаяся, иерархически организованная, относительно устойчивая система.

Структура самосознания, полученная на основе функционального анализа, включает познание себя, эмоционально-ценностное отношение к себе и регулятивную составляющую я-концепции, самосознания [3].

Анализируя содержание я-концепции, разные авторы определяют и разные ее составляющие. Наиболее часто выделяют четыре субкатегории я-коцепции: компетентность, моральное самоодобрение, силу, самоценность [4].

Человек может рассматривать себя одновременно как с точки зрения реального, так и воображаемого, желаемого я. Эти два образа могут быть похожими, но между ними возможны и рассогласования, расхождения.

На Западе проблема расхождений в я-концепции начала исследоваться в русле гуманистической психологии. По мнению К. Роджерса [5], в я-концепции человека можно выделить несоответствие между я-реальным и я-идеальным. Во время психотерапии я-концепция становится более соответствующей я-идеальному. Это помогает человеку принять себя и позволяет сделать его поведение более социализированным и зрелым. Представители же когнитивной психологии [4, 6] считают возникновение и возрастание несоответствий в я-концепции явлением, сопровождающим нормальное развитие человека. По их мнению, по мере взросления к человеку предъявляется все больше требований, норм. У высоко развитой личности, по сравнению с менее развитой, больше внешних требований становятся внутренними, а это приводит к тому, что человек видит больше различий между я-идеальным и я-реальным.

Трудно однозначно судить о том, насколько благоприятно или неблагоприятно для личности несоответствие между я-реальным и я-идеальным. Возможно, это зависит от того, касаются ли эти расхождения общей самооценки человека, или — лишь отдельных характеристик, отдельных конструктов в я-концепции. Но соотношение я-реального и я-идеального важно для анализа самооценки. Скорее всего, говорить об уровне самооценки можно именно с позиций анализа этого соотношения: совпадение я-идеального и я-реального соответствует высокому уровню самооценки, а сильное расхождение между я-реальным и я-идеальным говорит о ее низком уровне.

Проблема расхождений в я-концепции изучалась не только с позиций я-реального и я-идеального. В отечественной психологии разрабатывается проблема диалогичности сознания и самосознания (А.М.Бахтин, Т.А.Флоренская и др.). Исходя из идеи диалогичности самосознания В.В.Столин [3] утверждает, что самоотношение человека более ярко проявляется, если его изучать через расхождение между я-реальным и не-я, точнее анти-я. Другими словами, самоотношение человека проявляется в том, как он понимает себя в сравнении с человеком, имеющим противоположный набор качеств: как “умный” относится к “глупому”, “добросовестный и ответственный” к “недобросовестному”, “трудолюбивый” к “ленивому” и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Аудирование как речевой вид деятельности. Трудности понимания речи на слух
Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных обучению аудированию, и на наличие в средней ...

Игра как вид обучающей деятельности. Функции игровой деятельности
«Вся наша жизнь – игра». Можно по-разному интерпретировать данное высказывание, но очевидно, что в жизни не только человека, но и других разумных существ игра занимает важное место. Через игру мы учимся выполнять какие-то жизненно важные действия, запоминаем правила поведения в различных бытовых си ...

Развитие профессиональной компетентности учащихся по профессии «Мастер по лесному хозяйству»
Профессиональная подготовка учащихся по профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству» включает в себя изучение следующих циклов: 1. Общетехнический цикл (черчение, материаловедение, элементы технической механики, электротехника) 2. Общепрофессиональный цикл (охрана труда, экономика лесного и охотнич ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru