Информация о педагогике » Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников » Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека

Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека

Страница 2

Расхождение между я-реальным и не-я, по всей видимости, раскрывает еще один аспект самооценки и самоотношения, который можно обозначить как глубину самоприятия.

Наукой активно изучаются генезис самосознания или отдельных его структур, особенности развития самосознания в норме и патологии. Что же касается особенностей самосознания и я-концепции детей разного возраста, то они исследованы недостаточно.

Мы поставили целью построить методику, изучающую отношение к себе младшего школьника . Под отношением к себе мы понимаем эмоционально-ценностную составляющую я-концепции. Так как отношение к себе наиболее ярко проявляется через сравнение себя с я-идеальным и не-я, то в основу методики было положено изучение этих расхождений.

В.В.Столин [3] и Е.Т.Соколова [7] для изучения эмоционально-ценностного отношения к себе предложили методику управляемой проекции, суть которой заключалась в следующем. Испытуемому предъявлялись портреты двух персонажей: самого испытуемого (портрет А) и его антипода (портрет Б), составленные на основании диагностического обследования личностным опросником Кеттелла или ММРI. За каждого персонажа испытуемый должен был ответить на ряд вопросов, которые затрагивали различные сферы его жизни.

В.В.Столин и Е.Т.Соколова доказали, что отношение испытуемого к героям А и Б является проекцией его отношения к себе . Данная методика была создана для изучения самоотношения взрослых людей. На наш взгляд, есть возможность адаптировать ее для детей младшего школьного возраста. Во-первых, В.В.Давыдов [8] считает, что одним из новообразований младшего школьного возраста является рефлексия; во-вторых, исследования А.В.Захаровой [2] показывают, что на протяжении младшего школьного возраста у ребенка формируется, совершенствуется представление о себе , о своих возможностях, особенностях личности. Это позволило нам предположить, что младший школьник в состоянии соотнести образы вымышленных персонажей и образ Я, определить степень их похожести, а следовательно, к нему применима рассматриваемая методика.

На первом этапе выявлялись личностные особенности детей либо с помощью опросника Кеттелла для младших школьников , либо через опрос учителя, работающего в данном классе. Учителю предлагали коротко охарактеризовать своих учеников, выделяя наиболее яркие черты, причем ему в помощь давались критерии (те же, что и в опроснике Кетелла), по которым ребенка следовало описать: доброжелательность, уравновешенность, мягкость, смелость, добросовестность и т.д. Далее составлялись пары портретов: персонаж А — описание самого ребенка, персонаж Б — описание его антипода. После предъявления портретов ребенку предлагалось за каждый персонаж ответить на ряд вопросов, касающихся школьных успехов, отношений каждого персонажа со взрослыми и сверстниками, а также будущего:

1. Как этот ребенок учится в школе? Нравится ли ему учиться, почему?

2. Как он ведет себя в школе?

3. Какие у этого мальчика (девочки) отношения с родителями? Что родителям в нем нравится, что нет? Родители его чаще хвалят или ругают?

4. Какие отношения у этого ребенка с учителем? Что учителю в нем нравится, что нет? Учитель этого ребенка чаще хвалит или ругает?

5. Какие отношения с одноклассниками? Что в нем нравится детям, что нет? Любят ли его одноклассники?

6. Как будет складываться жизнь этого ребенка после окончания школы, т.е. его взрослая жизнь?

Для более глубокого понимания ребенка процедура методики была дополнена. Детям предлагалось также ответить на приведенные выше вопросы за “хорошего” ученика — отличника и за “плохого” ученика.

В младшем школьном возрасте успех в учебной деятельности является значимым. Поэтому можно предположить, что образ “хорошего” ученика является для ребенка социально одобряемым идеалом, в то время, как образ “плохого” ученика — антиидеалом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Возрастные особенности старшеклассников
В старшем школьном возрасте происходят существенные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков. Изменения, происходящие с телом, вле ...

Виды пейзажа
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Рассмотрим их. 1. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. 2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками ...

Пейзаж – жанр живописи
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, горо ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru