Информация о педагогике » Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников

Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников

Проблема изучения самоценности личности лежит в русле исследований самосознания и самооценки детей и достаточно актуальна в настоящее время. Это связано, во-первых, с гуманистическим и личностно-ориентированным характером образования детей, в рамках которого необходимо пристальное внимание ко всем личностным и индивидуальным особенностям воспитанников, к коим относятся самосознание и самооценка. В более общем смысле актуальность исследования самооценки как компонента самосознания в дошкольном возрасте обусловлена потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.

В психологических исследованиях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению Я-образа (И. С. Кон, Е. Т. Соколова, А. А. Бодалев и др.).

Другие исследователи останавливаются на изучении проблемы самоотношения и его строения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе). Чаще всего среди отечественных ученых встречаются представления о трехкомпонентной структуре самосознания с некоторыми вариациями (И. И. Чеснокова и др.).

Л. С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру: накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности; углубление знаний о себе, психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире); интеграция (осознание себя единым целым); осознание собственной индивидуальности; развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры; развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.

Структура самосознания человека зависит от той социальной среды, к которой он принадлежит. Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития.

И. И. Чеснокова понимает самосознание как единство трех сторон: познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой (саморегуляция).

Многие авторы подчеркивают также, что одним из основным компонентов в структуре самосознания является самооценка. Подчеркивается, что важно формировать у ребенка адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия, в связи с задачами не только развития, но и в виду необходимости в дальнейшем обучения. Самооценка играет важную роль и в организации результативного управления поведением человека. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношений личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Формирование объективной оценки собственных возможностей - важное звено в воспитании подрастающего поколения.

Для большинства существующих подходов характерна одинаковая методологическая направленность, выражающаяся в том, что почти все они касаются внешнего поведения и почти не затрагивают другие аспекты личности человека. Ввиду того, что самооценка значительно зависит от социальной среды, эти исследовательские работы, в подавляющем большинстве, направлены на повышение социального статуса человека в обществе или ребенка в группе сверстников.

Таким образом, основной проблемой

данного исследования выступает необходимость поиска новых парадигм в развитии самосознания младших школьников.

В качестве объекта исследования

мы рассматриваем процесс воспитания младших школьников.

Предметом данного исследования

выступает развитие эмоционально-ценностного отношения к себе в структуре самосознания младших школьников.

Исходя из этого, целью исследования

является изучение возможностей формирования самоценности личности детей младшего школьного возраста в процессе воспитания.

Задачи исследования:

1. Исследование проблемы эмоционально-ценностного отношения к себе детей младшего школьного возраста в научной литературе.

2. Анализ возможности формирования эмоционально-ценностного отношения к себе у младших школьников в воспитательном процессе образовательного учреждения.

3. Экспериментальное изучение возможностей формирования самоценности личности детей младшего школьного возраста в процессе воспитания.

В качестве гипотезы

мы выдвигаем предположение о том, что:

- в младшем школьном возрасте возможно и необходимо формирование эмоционально-положительного отношения к себе в разных видах деятельности;

- эффективным средством формирования самоценности личности, являются игровые и проблемные ситуации, которые ставят ребенка в позиции, требующие проявлять активность, использовать имеющийся опыт, оценивать себя в различных ситуациях, а также художественно-творческая деятельность.

Новые статьи:

Выявление уровня готовности будущих первоклассников к обучению математике в школе
В период с 02.04.08 по 25.06.08. на базе ДОУ «Солнышко» (г.Ветлуга Нижегородской обл.) было проведено исследование развития элементарных математических представлений у испытуемых двух выборок (первая – из тех, кто принимал участие в реализации вышеуказанной программы – группа А, вторая – из тех, кт ...

Семейная дезадаптация и негативные социальные факторы, способствующие ранней наркотизации детей из социально-неблагополучных семей
Ключевым условием для оптимального социального развития ребенка является семья. Конвенция ОНН о правах ребенка (1989) «признает важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей». Мировое сообщество определяет, это не столько право родителей над ...

Организационная работа по формированию восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Цель формирующего этапа нашего исследования состояла в формировании уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста путем поиска психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребе ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru