Экспериментальное исследование данной проблемы проходило с сентября 2008 по май 2009 года. Базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа № 10.
Целевая группа: учащиеся 3 А и 3 Б классов (51 человек) в возрасте 8- 10 лет.
Этапами проведения исследования являлись констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент (проведение развивающих занятий художественно-творческой деятельности), повторное диагностической исследование.
Первый этап включал констатирующий эксперимент.
Использовались следующие методы исследования:
методика «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд),
методика «Изучение системы детских самохарактеристик»,
сочинения «Я в будущем» и «Я в прошлом»,
коммуникативный анализ уроков (автор Н.А.Фландерс).
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено следующее. В целом, общее представление о себе у испытуемых позитивно и гармонично, но носит ограниченный характер, связанный с учебными успехами, интеллектом и добропорядочным поведением. Спектр описаний «Я» повторяется и довольно узок, сводится к субъективным метафорам и конкретным социально значимым характеристикам.
Второй этап включал формирующий эксперимент, который состоял в проведении программы творческих занятий по развитию образа «Я» младших школьников.
Цель состояла в развитии образа «Я» школьников, включающее развитие разных аспектов и звеньев его самосознания (развитие представления об имени, теле, повышение самооценки, повышение самоуважения, представление о половой принадлежности, о своём этническом, социальном и гражданском «Я», о себе в прошлом, настоящем и будущем, о своих способностях).
Программа была организована по 10 занятий по 45 минут каждое (в середине учебного дня). Занятия структурировались по блокам, соответствующим звеньям самосознания, что соотносится со структурой диагностической обработки проводимых методик. Занятия проходили в помещении комнаты психолога для групповых занятий, достаточно оснащённой.
В ходе проведения занятий использовались художественные средства, игрушки, мячи. Также в проведённых развивающих занятиях использовались элементы игровой работы, такие как работа с игрушками из прочных и мягких материалов, сюжетно-ролевая игра, игры на развитие креативного мышления, задания были представлены в виде игр с правилами, что обеспечило ощущение психологического комфорта и безопасности, свободного выражения своего «Я».
В занятия входили различные методы художественно-творческой деятельности, арт-педагогические, театральные технологии и психодрама, работа со сказками, творческие игры, работа с куклами. Среди методов творческой работы можно выделить следующие.
Основной метод – работа с метафорой. Метафора – основной метод работы как с младшими школьниками вообще, так в особенности для работы по развитию образа «Я», представления о себе. К основному виду работы с метафорой относится сказкотерапия. Метафоры облегчают осознание системы отношений между субъектами и снижают воздействие негативных эмоций в случае получения болезненной информации. Язык метафор, будучи одним из универсальных языков человеческого общения и одним из важнейших средств искусства, обеспечивает раскрытие творческих потенциалов субъектов в процессе совместной активности.
В работе со сказками используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому ученику подбирается соответствующий его интересам жанр. В нашем исследовании применялись различные авторские сказки, сказки народов мира, притчи и предлагалось сочинить собственные сказки.
Классификация самостоятельных работ
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя ...
Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления
В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". В " ...
Возрастные особенности старшеклассников
В старшем школьном возрасте происходят существенные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков. Изменения, происходящие с телом, вле ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.