Также проводились занятия на развитие посредством изобразительной деятельности образа собственного имени. Для повышения значимости социального «Я» проводилась групповая работа с рисунками, создавались общие рисунки, скульптуры из пластилина («Рисунок класса», «Наша школа),где каждый из школьников стремился отметить свой вклад и утвердить свою личность. Также использовались методы театральных технологий и психодрамы. Развитие самосознания личности младшего школьника рассматривается как процесс формирования позитивных ценностных отношений к различным аспектам "Я" в социокультурном пространстве и как внутренне-личностный опыт, который может быть приобретен в ходе специально организованной психодраматической практики. Психодрама используется как метод изучения и развития процесса образа «Я».
Развитие самосознания в психодраме представляет собой сложный и динамичный процесс специально организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и драматически актуализируются ценностные отношения подростка к различным аспектам своего "Я" в пространстве среды сверстников. Игровая сущность психодрамы в том, что человеческое «Я» определяется совокупностью ролей, выделили психодраму в число приоритетных практик в работе с детьми.
Проводились ролевые театральные упражнения на развитие представления о себе в прошлом, настоящем и будущем. Например игра «Роли». Её использовали как психодраматическую постановку. Детям раздавались карточки с написанными на них социальными и профессиональными ролями: «ученик», «учитель», «строитель», «продавец», «шофер» и т.п. Ребята изображают их без слов. «Жюри» определяет наиболее удач¬ных актеров. Далее идёт «шеринг»(обсуждение результатов игры). Также создавались различные «скульптуры»,когда педагог предлагал создать детям с помощью своих одноклассников «скульпутры», отражающие стороны его «Я», или же скульптуру класса в целом.
Среди упражнений были ролевые игры с правилами, что обеспечило ощущение психологического комфорта и безопасности, свободного выражения «Я». В занятиях развивалось представление о своих способностях в будущем. При проведении занятия в конце давалась обратная связь, для того, чтобы все участники смогли высказаться. Занятия построены на принципе взаимопринятия детей друг другом, педагогом, психологом. В играх на понимание других выделялся этнический компонент, но специального блока игр, заявленных на данную тему, не было, проводились обсуждения на тему этнической принадлежности и толерантности, принятия себя(например, театрализированная ролевая игра «Мы похожи — мы отличаемся»).
Также в заключении программы проводились занятия, направленные на развитие социального «Я» (социального пространства личности), где основное внимание уделялось развитию гражданского «Я», «Я» в системе прав и обязанностей. В работе с классом и педагогом особое внимание уделялось созданию доброжелательной рабочей обстановки. Педагог присутствовал на занятиях и принимал участие в работе с группой. При этом педагог снабжался дополнительно информацией о младшем школьном возрасте и феномене образа «Я». При проведении каждого занятия в конце давалась обратная связь, для того, чтобы все участники смогли высказаться. Занятия построены на принципе взаимопринятия детей друг другом, педагогом, психологом.
В работе с обеими группами работа была направлена, в целом также на развитие целостного образа «Я», все блоки пересекались по темам, а также ставился акцент на развитие здоровой личности как психологически здорового человека – спонтанного, творческого, жизнерадостного, весёлого, открытого, ответственного, развивающегося, гармоничного, познающего себя и мир разумом и чувствами. Ему соответствует знание о самом себе и принятие себя, саморазвитие.
Основные виды родительского авторитета и их характеристика
Существуют много видов родительского авторитета. Мы рассмотрим здесь более или менее подробно десяток этих сортов. Надеемся, что после такого рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий. Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета хотя и не самый вредный. Б ...
Традиции в жизни школы
Испокон веков общество, в котором сохранялись традиции, было более сильным. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно « Свой ...
Основные характеристики технологии личностно-ориентированного обучения
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий. В последние годы образовательное ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.