Информация о педагогике » Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников » Экспериментальное изучение возможностей формирования самоценности личности детей младшего школьного возраста в процессе воспитания

Экспериментальное изучение возможностей формирования самоценности личности детей младшего школьного возраста в процессе воспитания

Страница 4

Анализ результатов повторной диагностики 3 «А» и 3 «Б» классов показал определённую динамику в представлениях детей о себе. Выполняя тест «Кто я?», после проведённой развивающей работы, у учащихся в 3 «А» классе дали каждый в среднем 9,5 ответов, в 3 «Б» - 8,5. Общее количество характеристик образа «Я» увеличилось, а также возросло разнообразие ответов, они стали более дифференцированными. Таким образом, творчество является неотъемлемой частью и условием развития самосознания ребёнка. В процессе творчества проявляются индивидуальные особенности «Я» младшего школьника, происходит осознание и взаимодействие с различными компонентами самосознания.

Итак, можно сделать вывод о том, что образ «Я» - это представление субъекта о себе и отношение к себе. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что разнообразие видов деятельности - одна из важных условий самоопределения «Я» в творчестве (Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская и др.). Образ «Я»– структурное образование, он имеет несколько уровней. Развитие образа «Я» в младшем школьном возрасте является важным процессом в становлении личности и одной из значимых проблем педагогики.

Художественно-творческая деятельность является неотъемлемой частью и условием развития самосознания ребёнка. Художественно-творческая деятельность помогает детям понять себя, принять своё «Я», способствует осознанию своих качеств.

Также активный процесс творчества и повышение уровня креативности личности предполагает динамику, преображение действительности, продуктов своей деятельности, что способствует развитию представлений о возможности самоизменения, развитие рефлексии. Происходит не просто созерцание готовых художественных продуктов, а полноценное активное познание себя через творчество, что адекватно задачам младшего школьного возраста. Художественно-творческая деятельность позволяет формировать целостное представление о себе, его духовный, социальный, психологический, физический аспекты.

В процессе творчества проявляются индивидуальные особенности «Я» младшего школьника, происходит осознание и взаимодействие с различными компонентами самосознания.

Таким образом, главная задача психолого- педагогического сопровождения - выявить особенности использования методов творческого самовыражения, при которых будет происходить креативное развитие представления о себе младшего школьника.

Следовательно, гипотеза о том, что в младшем школьном возрасте возможно и необходимо формирование эмоционально-положительного отношения к себе в разных видах деятельности; эффективным средством формирования самоценности личности, являются игровые и проблемные ситуации, которые ставят ребенка в позиции, требующие проявлять активность, использовать имеющийся опыт, оценивать себя в различных ситуациях, а также художественно-творческая деятельность, подтвердилась.

Самосознание (Я-концепция) – это относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное представление индивида о самом себе. На основе этого индивид строит свое поведение.

Выделяют три компонента самосознания:

1. Убеждения (когнитивный компонент).

2. Эмоциональное отношение к убеждению (эмоционально-оценочный компонент).

3. Поведенческий (волевой компонент).

К основным линиям развития самосознания в младшем школьном возрасте относятся:

- умение оценивать действия других,

- умение оценивать свои действия, моральные качества и умения,

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха
В обучении языку детей с нарушениями слуха в настоящее время используется коммуникативно-деятельностная система, сущность которой заключается в формировании речи как средства общения. Теоретические и методические основы коммуникативной системы были разработаны и экспериментально подтверждены в 50-6 ...

Вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
В практической части исследования нами были поставлены следующие задачи: музыкальный дошкольник эмоциональный отзывчивость разминка подобрать методики диагностического исследования; опираясь на работу М. А. Давыдовой подобрать вокально-двигательные разминки, которые могут способствовать активизации ...

Реформирования образования США в 70-е г. ХХ века
Процесс реформирования образования, ох­вативший весь мир, начиная с 70-х гг. ХХ в., не мог не затронуть и американскую общеоб­разовательную школу. Решались вопросы как управления образованием (создание национальных стандартов), так и не по положительных нравственных качеств, в связи с этим были соз ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru