Деятельность может быть охарактеризована, прежде всего, со стороны своего предметного содержания, т.е. тех объектов, с которыми действует человек, тех результатов, которые он стремится получить, тех средств, которые им для этого используются. Вместе с тем, осуществляя любую деятельность, человек вступает в определённые взаимоотношения с другими людьми: использует их опыт и советы в своей деятельности, затрагивает её результатами их интересы и т.д. и т.п. Это означает, что люди, так или иначе затрагиваемые данной деятельностью или тем более непосредственно участвующие в ней, вступают друг с другом в коммуникацию, которая оказывается столь же необходимым и существенным компонентом любой человеческой деятельности, как и её предметное содержание.
К сожалению, коммуникативные компоненты деятельности и их связь с её предметным содержанием изучены плохо. Но можно с достаточно высокой степенью вероятности предполагать, что коммуникативные процессы, развёртывающиеся в рамках той или иной деятельности, определяются, прежде всего, типом отношений между вступающими во взаимодействие людьми, который, в свою очередь, существенно зависит от предметного содержания деятельности. С этой точки зрения чётко выделяются два противоположных по своим характеристикам типа коммуникации.
Первый из них характерен для ситуаций, в которых во взаимодействие вступают либо независимые друг от друга, автономные субъекты пересекающихся деятельностей (например, продавец и покупатель), либо субъекты функционально-разделённой деятельности, связанные отношениями руководства-подчинения (например, мастер и рабочий). Такое взаимодействие, направленное на получение определённых результатов, требует согласования исполнительных операций, что в свою очередь предполагает учёт и одинаковую интерпретацию тех предметных компонентов ситуации, которые, так или иначе, определяют возможность получения нужного результата. Эту задачу и решают взаимодействующие субъекты, вступая друг с другом в коммуникацию, которая представляет собой обмен информацией, необходимой, для выяснения и уточнения значений соответствующих предметных компонентов деятельности (её результатов, условий, средств и способов их получения и т.п.). Такой обмен информацией оказывается одной из функциональных обязанностей каждого из взаимодействующих субъектов, чем и определяются его важнейшие характеристики.
Основная из них состоит в достаточно жесткой регламентации той информации, которой обмениваются партнёры. Это относится, прежде всего, к её содержанию, которое оценивается, но критерию полезности («говорите по делу!»). Любая «нерелевантная», не относящаяся непосредственно к делу информация является нежелательной и должна быть отброшена. Не менее жёсткие требования предъявляются к знаковым средствам, которые используются при обмене информации: они должны быть по возможности кодифицированы с тем, чтобы исключить неоднозначную интерпретацию информации («выражайся точнее!»). Наконец, регламентируются и жанрово-стилистические формы информации, которые должны соответствовать этикетным нормам, принятым в той или иной сфере деятельности («говори как положено!»).
Психологические механизмы воспитания в современных
условиях
При каких психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным? - Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформиров ...
Возрастные особенности эмоционально-ценностного
компонента у младших школьников
Возрастное развитие человека - это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности. Динамика перехода от одного возр ...
Использование проектной методики в обучении иностранному языку
Анализируя вышесказанное в главе№2, определим основные принципы использования проектного обучения на старшей ступени средней общеобразовательной школы в рамках собственно-методических принципов обучения ИЯ. 1.Принцип коммуникативности. Данный принцип обусловливает всю учебно-познавательную деятельн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.