Информация о педагогике » Развивающее обучение » Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Страница 1

Деятельность может быть охарактеризована, прежде всего, со стороны своего предметного содержания, т.е. тех объектов, с которыми действует человек, тех результатов, которые он стремится получить, тех средств, которые им для этого используются. Вместе с тем, осуществляя любую деятельность, человек вступает в определённые взаимоотношения с другими людьми: использует их опыт и советы в своей деятельности, затрагивает её результатами их интересы и т.д. и т.п. Это означает, что люди, так или иначе затрагиваемые данной деятельностью или тем более непосредственно участвующие в ней, вступают друг с другом в коммуникацию, которая оказывается столь же необходимым и существенным компонентом любой человеческой деятельности, как и её предметное содержание.

К сожалению, коммуникативные компоненты деятельности и их связь с её предметным содержанием изучены плохо. Но можно с достаточно высокой степенью вероятности предполагать, что коммуникативные процессы, развёртывающиеся в рамках той или иной деятельности, определяются, прежде всего, типом отношений между вступающими во взаимодействие людьми, который, в свою очередь, существенно зависит от предметного содержания деятельности. С этой точки зрения чётко выделяются два противоположных по своим характеристикам типа коммуникации.

Первый из них характерен для ситуаций, в которых во взаимодействие вступают либо независимые друг от друга, автономные субъекты пересекающихся деятельностей (например, продавец и покупатель), либо субъекты функционально-разделённой деятельности, связанные отношениями руководства-подчинения (например, мастер и рабочий). Такое взаимодействие, направленное на получение определённых результатов, требует согласования исполнительных операций, что в свою очередь предполагает учёт и одинаковую интерпретацию тех предметных компонентов ситуации, которые, так или иначе, определяют возможность получения нужного результата. Эту задачу и решают взаимодействующие субъекты, вступая друг с другом в коммуникацию, которая представляет собой обмен информацией, необходимой, для выяснения и уточнения значений соответствующих предметных компонентов деятельности (её результатов, условий, средств и способов их получения и т.п.). Такой обмен информацией оказывается одной из функциональных обязанностей каждого из взаимодействующих субъектов, чем и определяются его важнейшие характеристики.

Основная из них состоит в достаточно жесткой регламентации той информации, которой обмениваются партнёры. Это относится, прежде всего, к её содержанию, которое оценивается, но критерию полезности («говорите по делу!»). Любая «нерелевантная», не относящаяся непосредственно к делу информация является нежелательной и должна быть отброшена. Не менее жёсткие требования предъявляются к знаковым средствам, которые используются при обмене информации: они должны быть по возможности кодифицированы с тем, чтобы исключить неоднозначную интерпретацию информации («выражайся точнее!»). Наконец, регламентируются и жанрово-стилистические формы информации, которые должны соответствовать этикетным нормам, принятым в той или иной сфере деятельности («говори как положено!»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Значимость универсальных учебных действий в системе начального образования
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение пос ...

Внеклассная работа - одна из форм повышения знаний по информатике
Внеурочное время может использоваться учителями-предметниками для решения комплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки. Расширение и углубление знаний и умений по предмету, повышение интереса учащихся к информатике как одному из предметов естественнонаучного цикла, повышение ур ...

Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов
Психолого-педагогические исследования Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru