Точно так же общение оказывается значительно более свободным, чем собственно информационный процесс, и в отношении используемых средств. Обмен индивидуальными смыслами предполагает использование нестандартных, индивидуализированных средств общения, причём не только знаковых (терминов, формул, схем и т.п.), но и непосредственно выразительных (междометий, интонации, эмоциональных реакций и т.д.). Понятно, что использование нестандартных средств обмена мыслями делает общение несравненно более сложным видом коммуникации, чем обмен стандартной деловой информацией. Это находит своё выражение, в частности, в хорошо известных трудностях взаимопонимания в процессе общения. Невозможна и жёсткая регламентация жанрово-стилистических форм общения. Призванные обеспечить наиболее полное и точное выражение индивидуального смысла, они не могут быть уложены в заранее заданные стандартные образцы и всегда должны быть найдены или созданы индивидом. Конечно, общение накладывает определённые ограничения на выбор форм (как и средств), но они вытекают не из жёстко фиксированных функционально-этикетных норм и предписаний, а из этических, нравственных норм, нарушение которых делает общение невозможным.
Наконец, в отличие от собственно информационных процессов общение представляет собой надситуативную форму коммуникации. Возникая в конкретной ситуации совместной деятельности, оно начинается как деловое общение. Но будучи направлено на выявление и согласование ценностно-смысловых ориентации, лежащих в основании тех свойств, которые характеризуют индивида как личность, оно перерастает в межличностное общение, имеющее свой особый предмет, не совпадающий с предметом совместной деятельности. Постольку, поскольку этот предмет представляет для участников общения отдельную ценность, оно может продолжаться и за пределами той ситуации деятельности, в которой оно возникло.
Таким образом, в отличие от обмена деловой информацией общение представляет особый тип коммуникации, направленный на выяснение и согласование ценностно-смысловых ориентации участников совместно-распределённой деятельности, обеспечивающий им возможность определять общие цели деятельности и координировать усилия, направленные на их достижение.
Описанные типы коммуникации вряд ли встречаются в «чистом» виде. Но анализ конкретных ситуаций деятельности приводит к выводу, что в каждой из них ведущую роль играет один из этих типов.
Если с этой точки зрения проанализировать традиционный процесс обучения, подчинённый задаче усвоения определённых знаний, умений и навыков, то нетрудно убедиться в том, что коммуникация между его участниками чаше всего приобретает характер информационного процесса. Для этого достаточно проследить, чем и почему обмениваются участники процесса обучения. Как отмечалось выше, информационный процесс предполагает обмен значениями (знаниями), процесс общения — обмен мыслями; обмен информацией является одной из функциональных («должностных») обязанностей каждого из участников деятельности, общение опирается на потребность во взаимопонимании, достигаемом в результате обмена мыслями, оценками, чувствами и т.д.
Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у
дошкольников
Интерес к этой проблеме в последнее время очень возрос. Связано это со становлением особой отрасли языкознания - лингвистики текста, которую определяют как науку о сущности и организации предпосылок и условий человеческой коммуникации. Термин " связная речь" употребляется в нескольких зна ...
Практическая работа по обучению коммуникативной грамматике в 7 классе
Учебно-методический комплект «English 7» авторов Кузовлева В.П. и др. является современным методическим комплексом, используемым во многих школах. В его основу положена «Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: Развитие индивидуальности в диалоге культур», разработанная професс ...
Основные типологии прозвищ
До сих пор отсутствует единая типология прозвищ. Классификация А.М. Селищева активно использовалась в работах более позднего периода, посвященных той же проблеме. Именно от этой работы часто отталкиваются исследователи, представляя свои группы прозвищ. В основе классификации материал, взятый, в осн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.