Информация о педагогике » Развивающее обучение » Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Страница 3

Точно так же общение оказывается значительно более свободным, чем собственно информационный процесс, и в отношении используемых средств. Обмен индивидуальными смыслами предполагает использование нестандартных, индивидуализированных средств общения, причём не только знаковых (терминов, формул, схем и т.п.), но и непосредственно выразительных (междометий, интонации, эмоциональных реакций и т.д.). Понятно, что использование нестандартных средств обмена мыслями делает общение несравненно более сложным видом коммуникации, чем обмен стандартной деловой информацией. Это находит своё выражение, в частности, в хорошо известных трудностях взаимопонимания в процессе общения. Невозможна и жёсткая регламентация жанрово-стилистических форм общения. Призванные обеспечить наиболее полное и точное выражение индивидуального смысла, они не могут быть уложены в заранее заданные стандартные образцы и всегда должны быть найдены или созданы индивидом. Конечно, общение накладывает определённые ограничения на выбор форм (как и средств), но они вытекают не из жёстко фиксированных функционально-этикетных норм и предписаний, а из этических, нравственных норм, нарушение которых делает общение невозможным.

Наконец, в отличие от собственно информационных процессов общение представляет собой надситуативную форму коммуникации. Возникая в конкретной ситуации совместной деятельности, оно начинается как деловое общение. Но будучи направлено на выявление и согласование ценностно-смысловых ориентации, лежащих в основании тех свойств, которые характеризуют индивида как личность, оно перерастает в межличностное общение, имеющее свой особый предмет, не совпадающий с предметом совместной деятельности. Постольку, поскольку этот предмет представляет для участников общения отдельную ценность, оно может продолжаться и за пределами той ситуации деятельности, в которой оно возникло.

Таким образом, в отличие от обмена деловой информацией общение представляет особый тип коммуникации, направленный на выяснение и согласование ценностно-смысловых ориентации участников совместно-распределённой деятельности, обеспечивающий им возможность определять общие цели деятельности и координировать усилия, направленные на их достижение.

Описанные типы коммуникации вряд ли встречаются в «чистом» виде. Но анализ конкретных ситуаций деятельности приводит к выводу, что в каждой из них ведущую роль играет один из этих типов.

Если с этой точки зрения проанализировать традиционный процесс обучения, подчинённый задаче усвоения определённых знаний, умений и навыков, то нетрудно убедиться в том, что коммуникация между его участниками чаше всего приобретает характер информационного процесса. Для этого достаточно проследить, чем и почему обмениваются участники процесса обучения. Как отмечалось выше, информационный процесс предполагает обмен значениями (знаниями), процесс общения — обмен мыслями; обмен информацией является одной из функциональных («должностных») обязанностей каждого из участников деятельности, общение опирается на потребность во взаимопонимании, достигаемом в результате обмена мыслями, оценками, чувствами и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, ...

Трудности, возникающие при разработке и применении тестов и пути их преодоления
Трудности, связанные с выделением объектов тестирования, объясняются тем, что приходится условно разграничивать коммуникативные умения (т.е. виды речевой деятельности), хотя в реальном общении они чаще всего взаимодействуют. Сложностью организационного характера часто представляется умение создать ...

Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»
Деятельность может быть охарактеризована, прежде всего, со стороны своего предметного содержания, т.е. тех объектов, с которыми действует человек, тех результатов, которые он стремится получить, тех средств, которые им для этого используются. Вместе с тем, осуществляя любую деятельность, человек вс ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru