Наконец, чтобы такой диалог приобрёл характер общения, он должен обеспечивать каждому его участнику возможность такой коррекции собственного понимания ситуации, которая открывала бы ему возможность успешно действовать в ней. Такая возможность появляется благодаря включению в диалог учителя, который помогает ученикам сформулировать свои точки зрения на ситуацию, акцентирует наиболее содержательные и перспективные из них, помогает найти нужные аргументы и контраргументы при их обсуждении и т.д. Именно благодаря этому первоначальные субъективные мнения, плохо расчленённые и часто недостаточно осознанные, превращаются в расчленённую осознанную содержательную мысль, так или иначе отражающую объективные свойства ситуации, а диалог приобретает характер обмена мыслями, т.е. общения в собственном смысле этого слова.
Таким образом, участие учителя в учебном диалоге учащихся является третьей важнейшей предпосылкой их включения в учебное общение. В связи с этим важно подчеркнуть два обстоятельства.
Во-первых, учебное общение не может быть понято как коммуникативный процесс, развёртывающийся между учителем с одной стороны и учеником (учениками) — с другой. Учитель может стать участником такого общения, лишь включившись в диалог между учащимися. В то же время такой диалог приобретает характер общения лишь в той мере, в какой его активным участником становится учитель. В этом одно из принципиальных отличий учебного общения от обмена учебной информацией, который осуществляется в условиях традиционного обучения.
Во-вторых, учебное общение предъявляет чрезвычайно высокие требования к учителю, прежде всего — к его коммуникативным способностям и умениям. Несвоевременно или чересчур категорично сформулированная собственная точка зрения, игнорирование мысли ученика или неадекватная её оценка и т.д. и т.п. — всё это способно разрушить учебное общение, превратив его в обыкновенный обмен учебной информацией.
Если указанные выше предпосылки реализованы, и учебный диалог действительно приобретает характер учебного общения, то это существенно изменяет условия дальнейшей деятельности учащихся. В результате обмена мыслями ученик приходит к более содержательному и глубокому пониманию ситуации, опираясь на которое, он действует и значительно увереннее, и намного успешнее. Это обстоятельство порождает заинтересованность ученика в таком обмене мыслями со своими соучениками и учителем, которая при благоприятных условиях быстро перерастает в потребность в деловом общении с партнёрами по деятельности как важнейшем условии её успешности.
Одновременно происходит интенсивное освоение важнейших коммуникативных умений, без которых общение невозможно, — умения аргументированно выражать свою мысль и умения адекватно воспринимать мысль собеседника. Овладению этими умениями способствует то обстоятельство, что исходной формой учебного общения является коллективный диалог, в условиях которого указанные умения выступают раздельно и поэтому оказываются доступными выделению и осознанию, а связь между ними предельно очевидна.
Педагогические особенности формирования технических
знаний на уроках технологии
Как известно, обучение складывается из двух взаимосвязанных процессов: учения (деятельности учащихся) и преподавания (деятельности учителя). При этом деятельность учащихся и деятельность учителя тесно взаимосвязаны между собой, так как на уроке процессы учения и преподавания неразделимы. Однако спо ...
Понятие, сущность и значение математической
готовности к обучению в школе
Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Математическая готовность к обучению в школе - показатель освоения математического содержания окружающей действительности, которое направлено, пр ...
Концептуальная освоенность принципов Болонского
процесса в странах, подписавших Болонскую декларацию
Имеющиеся в литературе данные опросов представителей академического сообщества разных уровней в Западной Европе подтверждают тезис, сформулированный выше во «Введении», о фактическом отсутствии в Западной Европе сложившегося образовательного пространства, которое объединяло бы все соответствующие с ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.