Информация о педагогике » Развивающее обучение » Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Страница 6

Наконец, чтобы такой диалог приобрёл характер общения, он должен обеспечивать каждому его участнику возможность такой коррекции собственного понимания ситуации, которая открывала бы ему возможность успешно действовать в ней. Такая возможность появляется благодаря включению в диалог учителя, который помогает ученикам сформулировать свои точки зрения на ситуацию, акцентирует наиболее содержательные и перспективные из них, помогает найти нужные аргументы и контраргументы при их обсуждении и т.д. Именно благодаря этому первоначальные субъективные мнения, плохо расчленённые и часто недостаточно осознанные, превращаются в расчленённую осознанную содержательную мысль, так или иначе отражающую объективные свойства ситуации, а диалог приобретает характер обмена мыслями, т.е. общения в собственном смысле этого слова.

Таким образом, участие учителя в учебном диалоге учащихся является третьей важнейшей предпосылкой их включения в учебное общение. В связи с этим важно подчеркнуть два обстоятельства.

Во-первых, учебное общение не может быть понято как коммуникативный процесс, развёртывающийся между учителем с одной стороны и учеником (учениками) — с другой. Учитель может стать участником такого общения, лишь включившись в диалог между учащимися. В то же время такой диалог приобретает характер общения лишь в той мере, в какой его активным участником становится учитель. В этом одно из принципиальных отличий учебного общения от обмена учебной информацией, который осуществляется в условиях традиционного обучения.

Во-вторых, учебное общение предъявляет чрезвычайно высокие требования к учителю, прежде всего — к его коммуникативным способностям и умениям. Несвоевременно или чересчур категорично сформулированная собственная точка зрения, игнорирование мысли ученика или неадекватная её оценка и т.д. и т.п. — всё это способно разрушить учебное общение, превратив его в обыкновенный обмен учебной информацией.

Если указанные выше предпосылки реализованы, и учебный диалог действительно приобретает характер учебного общения, то это существенно изменяет условия дальнейшей деятельности учащихся. В результате обмена мыслями ученик приходит к более содержательному и глубокому пониманию ситуации, опираясь на которое, он действует и значительно увереннее, и намного успешнее. Это обстоятельство порождает заинтересованность ученика в таком обмене мыслями со своими соучениками и учителем, которая при благоприятных условиях быстро перерастает в потребность в деловом общении с партнёрами по деятельности как важнейшем условии её успешности.

Одновременно происходит интенсивное освоение важнейших коммуникативных умений, без которых общение невозможно, — умения аргументированно выражать свою мысль и умения адекватно воспринимать мысль собеседника. Овладению этими умениями способствует то обстоятельство, что исходной формой учебного общения является коллективный диалог, в условиях которого указанные умения выступают раздельно и поэтому оказываются доступными выделению и осознанию, а связь между ними предельно очевидна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Профессиональная характеристика профессии «Мастер по лесному хозяйству»
1. Профессия: мастер по лесному хозяйству Профессии: лесник; егерь; тракторист-машинист; слесарь-ремонтник; водитель автотранспортных средств. 2. Назначение профессии Мастер по лесному хозяйству является работником широкого профиля, выполняет лесохозяйственные, лесокультурные, лесозаготовительные р ...

Школы Франции
Основным звеном системы образования Франции является пятилетняя начальная школа, в которую поступают все дети, достигшие 6 лет (так называемый элементарный цикл образования). На базе этой школы существуют различные учебные заведения: старшие классы начальной школы, общеобразовательные коллежи (непо ...

Использование полученных данных в построении образовательного процесса в ДОУ
Обобщая все выше сказанное можно сказать, что на формирование гендерных представлений у детей дошкольного возраста влияют многие факторы: половая идентичность в детстве, влияние сверстников, гендерные стереотипы и др. Все эти факторы накладывают определенные ограничения на поведение детей в зависим ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru