По мере формирования потребности в общении и овладения соответствующими коммуникативными умениями оно становится устойчивой формой учебной коммуникации. Как свидетельствует практика, это происходит к концу второго — началу третьего месяца с начала развивающего обучения.
Таким образом, учебное общение — это не предпосылка развивающего обучения, а один из первых по времени осязаемых его результатов. Именно он и отмечается в первую очередь посторонними наблюдателями, производя на них весьма сильное впечатление — настолько разительно отличается поведение детей, свободно общающихся друг с другом и с учителем в процессе решения учебной задачи, от поведения их сверстников, обменивающихся (иногда очень активно) учебной информацией с учителем в процессе усвоения знаний.
Складываясь на начальных этапах развивающего обучения, учебное общение действительно оказывается важнейшей предпосылкой успешного решения всех его дальнейших задач, в том числе и задачи развития речи учащихся. Основное направление этого процесса — переход от спонтанной речи к произвольному ее регулированию, предполагающему осознанный выбор (или конструирование) речевых средств и форм, отвечающих всё усложняющимся целям и содержанию учебного общения. Этот переход опирается на формирующуюся в процессе учебного общения способность рефлексивно оценивать свои действия, в том числе и коммуникативные. Именно эта способность порождает восприимчивость, «чувствительность» к новым речевым формам и средствам, с которыми ученик сталкивается в своей речевой практике не только в школе, но и за её пределами.
Наконец, отметим ещё один чрезвычайно важный аспект проблемы учебного общения. Как уже отмечалось, любое общение затрагивает фундаментальные, базовые механизмы личности — её ценностно-смысловые ориентации. Не случайно многие психологи, педагоги, писатели рассматривают общение как ту сферу активности человека, в которой ярче и полнее всего проявляются и прежде всего шлифуются, обогащаются, развиваются свойства его личности. Но это значит, что обучение, опирающееся на общение, становится не только источником новых знаний, умений и навыков, но и важнейшей формой освоения ценностей человеческой культуры, формой развития личности учащихся. Иными словами, в развивающем обучении органически сливаются, взаимно дополняя и обогащая друг друга, образовательные и воспитательные цели школьного образования.
Важнейшим специфическим результатом развивающего обучения следует считать свободное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности.
Подчеркнём: свободное развитие, т.е. развитие, не подчинённое заранее заданной норме, эталону. А это значит, что при оценке такого результата неприложимы никакие общие мерки, критерии.
Единственным показателем того, что развивающее обучение даёт нужные результаты, могут служить сдвиги в развитии каждого отдельного ученика на том или ином этапе обучения. Причём речь идёт не столько об абсолютной «величине» этих сдвигов (она у каждого ученика может и должна быть хвоя), сколько об их направлении.
Психологический анализ урока в деятельности педагога
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) - основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания ...
Школы Франции
Основным звеном системы образования Франции является пятилетняя начальная школа, в которую поступают все дети, достигшие 6 лет (так называемый элементарный цикл образования). На базе этой школы существуют различные учебные заведения: старшие классы начальной школы, общеобразовательные коллежи (непо ...
Причины трудновоспитуемости подростков
Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства. В полной мере к этой категории могут быть о ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.