Информация о педагогике » Развивающее обучение » Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Страница 5

В своё время Л.С. Выготский, характеризуя соотношение речи и мышления, сравнивал мысль с нависающим облаком, которое проливается дождём слов. Продолжая эту метафору, следовало бы отметить, что, низвергнувшись на землю, именно эти потоки, в конечном счете, порождают новые облака. Нет дождей — не будет облаков, нет облаков — неоткуда взяться дождю. Конечно, его можно имитировать, включив, например, фонтан. Красиво, приятно, даже в каком-то смысле полезно. И всё-таки не дождь, способный породить новые облака. Таких сверкающих словесных фонтанов в обучении предостаточно. А вот живительному потоку речи взяться неоткуда — нет нависающих облаков мысли, не предусмотрены они программами современного школьного образования.

Всё, что было выше сказано о развивающем обучении, позволяет рассматривать общение как органически присущую этому обучению форму коммуникации между участниками учебного процесса. Более того, если учесть что общение является основной формой коммуникации в дошкольном возрасте, можно прийти к выводу (и некоторые исследователи на нём настаивают), что оно представляет собой одну из важнейших предпосылок развивающего обучения, которую нужно лишь правильно использовать при его организации, придав общению детей с учителем учебный характер. Дело, однако, обстоит гораздо сложнее.

Общение со взрослыми и сверстниками действительно занимает важнейшее место в жизни ребёнка—дошкольника и к концу дошкольного возраста оказывается весьма развитым. Но это преимущественно непосредственно—эмоциональное общение, опирающееся на сопереживание ребёнком с другими людьми жизненных событий и ситуаций — не только реальных, но и воображаемых. Опыта же делового общения, в которое ему предстоит вступить в процессе обучения, у дошкольника фактически нет.

Как уже отмечалось, деловое общение возникает между участниками совместно-распределённой деятельности, а в такую деятельность ребёнок впервые включается только в школьном обучении, да и то при наличии определённых условий. Важнейшим из них является такое содержание обучения, которое не может быть задано ученику для усвоения в виде готового образца. Именно это обстоятельство вынуждает учителя предоставить ученику возможность самому сконструировать предмет усвоения. Тем самым действия, реализующие цели обучения, оказываются распределёнными между учителем и учеником. Таким образом, первой необходимой предпосылкой включения ученика в деловое общение является такое содержание обучения, которое может быть выявлено и усвоено только посредством деятельности, распределённой между учителем и учеником.

Не располагая готовым образцом действия, которое ему предстоит осуществить, ученик может опираться при его выполнении только на своё понимание сложившейся ситуации. При этом у него нет каких-либо оснований сомневаться в правильности такого понимания. Основания для этого могут появиться лишь при столкновении с другими интерпретациями той же ситуации. В этом случае ученик вынужден подвергнуть собственную точку зрения критическому анализу и оценке, вступив в диалог с носителями других точек зрения, т.е. с другими учениками. Организация учебного процесса в форме коллективного диалога между учащимися является второй необходимой предпосылкой их включения в деловое учебное общение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Воспитание и школа в Афинах
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство – демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н.э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Афи ...

Условия развития творчества
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать ...

Примеры лабораторных работ по математике 7 – 9 классов различных типов и методические рекомендации к ним
В предыдущих параграфах мы описали требования к организации и проведению лабораторных работ, рассмотрели работы, которые предлагают авторы пособий для учителей, в этом параграфе мы приведем примеры лабораторных работ различных типов и методические рекомендации к ним. Лабораторная работа на тему «Пе ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru