В своё время Л.С. Выготский, характеризуя соотношение речи и мышления, сравнивал мысль с нависающим облаком, которое проливается дождём слов. Продолжая эту метафору, следовало бы отметить, что, низвергнувшись на землю, именно эти потоки, в конечном счете, порождают новые облака. Нет дождей — не будет облаков, нет облаков — неоткуда взяться дождю. Конечно, его можно имитировать, включив, например, фонтан. Красиво, приятно, даже в каком-то смысле полезно. И всё-таки не дождь, способный породить новые облака. Таких сверкающих словесных фонтанов в обучении предостаточно. А вот живительному потоку речи взяться неоткуда — нет нависающих облаков мысли, не предусмотрены они программами современного школьного образования.
Всё, что было выше сказано о развивающем обучении, позволяет рассматривать общение как органически присущую этому обучению форму коммуникации между участниками учебного процесса. Более того, если учесть что общение является основной формой коммуникации в дошкольном возрасте, можно прийти к выводу (и некоторые исследователи на нём настаивают), что оно представляет собой одну из важнейших предпосылок развивающего обучения, которую нужно лишь правильно использовать при его организации, придав общению детей с учителем учебный характер. Дело, однако, обстоит гораздо сложнее.
Общение со взрослыми и сверстниками действительно занимает важнейшее место в жизни ребёнка—дошкольника и к концу дошкольного возраста оказывается весьма развитым. Но это преимущественно непосредственно—эмоциональное общение, опирающееся на сопереживание ребёнком с другими людьми жизненных событий и ситуаций — не только реальных, но и воображаемых. Опыта же делового общения, в которое ему предстоит вступить в процессе обучения, у дошкольника фактически нет.
Как уже отмечалось, деловое общение возникает между участниками совместно-распределённой деятельности, а в такую деятельность ребёнок впервые включается только в школьном обучении, да и то при наличии определённых условий. Важнейшим из них является такое содержание обучения, которое не может быть задано ученику для усвоения в виде готового образца. Именно это обстоятельство вынуждает учителя предоставить ученику возможность самому сконструировать предмет усвоения. Тем самым действия, реализующие цели обучения, оказываются распределёнными между учителем и учеником. Таким образом, первой необходимой предпосылкой включения ученика в деловое общение является такое содержание обучения, которое может быть выявлено и усвоено только посредством деятельности, распределённой между учителем и учеником.
Не располагая готовым образцом действия, которое ему предстоит осуществить, ученик может опираться при его выполнении только на своё понимание сложившейся ситуации. При этом у него нет каких-либо оснований сомневаться в правильности такого понимания. Основания для этого могут появиться лишь при столкновении с другими интерпретациями той же ситуации. В этом случае ученик вынужден подвергнуть собственную точку зрения критическому анализу и оценке, вступив в диалог с носителями других точек зрения, т.е. с другими учениками. Организация учебного процесса в форме коллективного диалога между учащимися является второй необходимой предпосылкой их включения в деловое учебное общение.
Красночикойский профессиональный лицей № 22
Красночикойский профессиональный лицей №22 реорганизован из СПТУ в Лицей приказом Министра образования 18 августа 1990 года. Лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования от 24 января 2000 года за №А549066 (НПО), от 19 июня 1999 г. №3933 (СПО) Красночи ...
Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке
познавательный активность студент педагогический В настоящее время любое явление или процесс редко является предметом исследования какой-либо одной науки. Зачастую целый ряд наук занимается исследованием того или иного объекта. Это положение целиком относится и к такому сложному явлению, как активн ...
Изучение уровня развития словесно-логического и абстрактного мышления у
детей с умеренной умственной отсталостью
Экспериментальное изучение мышления младших школьников проведено на базе кабинета психолого-педагогической коррекции Павлодарского района. В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста. Нами были исследованы следующие параметры: схематического мышления посредством теста Когана ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.