Информация о педагогике » Развивающее обучение » Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»

Страница 4

Если с этих позиций рассмотреть, например, ситуацию объяснения нового учебного материала учителем, то становится совершенно очевидным, что во-первых, он излагает учащимся содержание определенных знаний, а не свои мысли по поводу этих знаний; во-вторых, вряд ли он делает это потому, что у него возникла потребность поделиться с учениками именно этими знаниями в данный момент — он обязан изложить, объяснить их, потому что это предусмотрено программой, учебным планом и т.п. Иными словами, мы имеем дело с типичной ситуацией передачи деловой (учебной) информации, оценивать которую как форму общения нет никаких оснований (скорее так может расцениваться обмен негласными мнениями по поводу объяснений учителя, который иногда спонтанно возникает между учениками). Ещё меньше оснований усматривать черты общения в ситуации, когда ученик по требованию учителя излагает содержание усвоенного им учебного материала.

Это не значит, что учитель обречён лишь обмениваться с учениками информацией и не может вступить с ними в полноценное общение. Но если такое общение и имеет место, то чаще всего за пределами процесса обучения (недаром его часто характеризуют как «неформальное общение»). Впрочем, общение учителя с учениками возможно и в рамках учебного процесса. Но для этого учитель должен не излагать ученикам те или иные знания, а делиться с ними своими мыслями, гипотезами, оценками. Совершенно очевидно, что в этом случае учитель вступает в противоречие с официальными программными требованиями, которые предписывают знакомить школьников с устоявшимися, общепризнанными «основами наук», а не с субъективными мнениями и оценками этих знаний. Чтобы решиться на такой острый конфликт, учитель, помимо всего прочего (понятно, что для того чтобы делиться своими мыслями, их нужно иметь) должен быть довольно мужественным человеком.

Одним из ближайших и наиболее очевидных следствий дефицита общения в условиях традиционного обучения являются общеизвестные трудности развития речи учащихся. Обычно они объясняются недостаточным вниманием со стороны составителей программ, методистов и учителей к этой проблеме. В последние годы появился ряд интересных пособий по развитию речи, высказываются предложения о разработке коммуникативно-ориентированных программ обучения родному и неродным языкам. Всё это, вероятно, может несколько смягчить остроту проблемы, но вряд ли способно снять ее, потому что корни её значительно глубже, чем это иногда представляется методистами.

Если исходить из того, что речь — одна из важнейших форм человеческого общения, следует признать, что в современной школе она фактически отсутствует, ибо обмен информацией, облечённой в словесную форму, — это всё-таки не речь, а её суррогат. Но как развивать то, чего у учащихся нет? На самом деле большинство методических рекомендаций рассчитано не на развитие речи, а на обучение учащихся некоторым речевым умениям и навыкам. Это выражается, в частности, в том, что такие рекомендации, как правило, касаются только средств и правил «выражения мысли», хотя понятно, что, будучи формой общения, т.е. обмена мыслями, речь не в меньшей степени предполагает умение понимать мысль другого. Конечно, научить учащихся правильно строить свои сообщения чрезвычайно важно и полезно, но этим не решается проблема развития речи. Необходимой предпосылкой её решения является органическое включение речи в учебный процесс. Но этому препятствует не косность учителя, а само содержание этого процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

История возникновения современного бального танца
Бальный танец – один из жанров хореографического искусства, основу которому дал народный танец, относящийся к бытовой хореографии. На протяжении веков «понятие бальные танцы включали в себя бытовые жизненные ситуации (балы, праздники), где их непосредственная функция выражается в общении между парт ...

Экспериментальная апробация и проверка эффективности использования СДО Moodle для информатизации образовательного процесса
В этом разделе мы рассмотрим результаты внедрения СДО Moodle, и системы "Электронный деканат" версии 1.2 в государственном среднем общеобразовательном учреждении ЦО "Технологии обучения". После внедрения СДО Moodle в процесс образования он изменился, по нескольким параметрам. Ра ...

Тестирование как метод педагогического контроля. Понятие теста. Виды тестов
Тестирование является одним из важнейших методов контроля знаний умений навыков в обучении, особенно возросло его значение в последнее время, с развитием новейших технологий нашего времени. Однако тестирование и тесты скорее понятие психологическое, чем педагогическое. Итак, что же такое тест и чем ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru