Л.Н. Толстой писал, что не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию.
Лев Николаевич дал некоторые советы учителям:
Чем труднее учителю, тем легче ученику;
Нужно чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей;
То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно;
Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении;
Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение;
Урок должен быть соразмерен силам ученика.[6]
"Если ученик в школе, — указывал он, — не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать". Система образования и должна содействовать гармонии развития учащегося.
Также Льву Николаевичу принадлежит формулировка следующих дидактических принципов:
1) принцип свободы в обучении и воспитании. Об этом принципе я говорила выше. В школе Л.Н. Толстого царил дух свободы, не было жесткой дисциплины ("дух" школы, по Толстому, обратно пропорционален жесткому регламенту);
2) принцип ненасилия. Единственный случай наказания (насилия) он применил в связи с воровством в школе, приказав нашить на кафтанчик вора табличку «вор». И увидел страдание в глазах ребенка, после чего наказание отменил.
3) принцип учета личного опыта ребенка, опоры на этот опыт. Толстой не раз подчеркивал вред знаний, оторванных от жизненного опыта ученика (здесь опять же можно проследить связь со взглядами Руссо);
4) принцип развития интереса к учению в ребенке;
5) принцип индивидуализации обучения и др.
Проблема методов обучения, формирования понятий приобрела для Л. Н. Толстого значение «философского камня». В дневнике Яснополянской школы он убедительно показал, что от решения этого вопроса зависит в целом формирование творческой нравственной личности, всех ее возможностей и способностей. Л.Н. Толстой привлек внимание своих современников к вопросу о том, что на основе традиционной формальной логики нельзя научить детей решать сложные задачи, которые перед ними ставит жизнь. Он показал, что необходимо подвести детей к пониманию сущности вещей.
Толстой также рассказал о методе, впоследствии получившим название сотворчества, когда вместе с учениками он работал над сочинением и описал при этом ряд дидактических приемов:
1. Предлагать самый большой и разнообразный выбор тем, не выдумывая их собственно для детей, но предлагать темы самые серьезные и интересующие самого учителя.
2. Давать читать детям детские сочинения и только детские сочинения предлагать за образцы, ибо детские сочинения всегда справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых.
3. (Особенно важно.) Никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетрадей, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни, главное, о постройке предложений и о логике.
4. Так как в сочинительстве трудность заключается не в объеме или содержании, а в художественности темы, то постепенность тем должна заключаться не в объеме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела, состоящем в том, чтобы, во-первых, из большого числа представляющихся мыслей и образов выбрать одну; во-вторых, выбрать для нее слова и облечь ее; в-третьих, запомнить ее и отыскать для нее место; в-четвертых, в том, чтобы, помня написанное, не повторяться, , ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим;
Культурная политика музея в малом городе как
условие активизации образовательно-воспитательного потенциала
музей старшеклассник воспитательный образовательный Музеи представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции как научную, так и социально-педагогическую, культурно-просветительную. Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, соци ...
Особенности работы по изучению частей речи в начальных
классах
Система работы над темой "Имя существительное" (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснов ...
Направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового
обучения
Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили выделить следующие основные направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового обучения: 1) создание благоприятных условий труда; 2) постановка цели труда; 3) выбор объекта труда; 4) эстетический анализ предметов. Р ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.