Информация о педагогике » Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого и ее реализация в Яснополянской школе

Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого и ее реализация в Яснополянской школе

Вторая половина XIX века была нелегким периодом для отечественной педагогики. Было упразднено крепостничество, и на огромных просторах России люди нуждались в образовании, в получении того нравственного и интеллектуального воспитания, которого они были лишены в долгую эпоху крепостного права. Конечно, уже были разработаны педагогические методы, была широко распространена немецкая система наглядного обучения, однако новое положение дел в стране и сама косность этой наглядной системы требовали педагогического новаторства, новых подходов и новых методов. Именно таким педагогом-новатором и был граф Лев Николаевич Толстой.

Актуальность работы: несмотря на то, что мы не живем в эпоху пост-крепостничества, у нас – казалось бы! – есть все возможности получить хоть какое-то образование, а у многих – довольно качественное, но учеба в школе и позже, в университете, продолжает для большинства детей оставаться безрадостным, довольно нудным занятием, которое необходимо для получения документа и дальнейшего нахождения работы. Вместе с тем, вспоминая еще свои школьные годы, я могу с уверенностью сказать, что все мы очень хотели учиться, и я не помню никого из своих друзей или знакомых, кто не шел бы в школу с радостью для того, чтобы получить новые знания. Для многих из нас учеба в школе была если не праздником, то весьма занимательным делом, но я точно знаю, что во многих учебных заведениях дела обстоят совсем иначе, поход в школу воспринимается как каторга. Не потому, что не хочется заниматься, а потому, что учителя и их подход предполагают сведение образовательного процесса к жесткому формату «ответ-оценка», детей приучают соблюдать дисциплину (совсем как в немецких школах конца позапрошлого века – только попробуй пошевелиться!) и отвечать строго по учебнику. У нас в школе было все по-другому, потому многие из моих одноклассников сейчас успешно продолжают обучение, заканчивают его и обещают в будущем стать весьма успешными людьми. Однако во многих школах положение дел оставляет желать лучшего, сами ученики бунтуют против такого «учения», а ведь со школы начинается долгий путь во взрослую жизнь, в «человеки». Система образования настоятельно требует реформ. Именно о таких реформах и говорил Лев Николаевич, именно такие реформы он обосновывал и старательно приводил в жизнь в своей Яснополянской школе и других школах в губернии. Из его педагогической концепции мы можем извлечь полезные уроки о том, как же именно обучать и воспитывать детей, как готовить их к самостоятельной жизни. Взгляды Льва Николаевича на личность ребенка и роль личности учителя помогут лучше понять не только основные задачи педагогики, но и психологическую сторону обучения и воспитания.

Предмет исследования: педагогическая концепция Л.Н. Толстого и ее реализация.

Объект исследования: педагогическая деятельность Л.Н. Толстого в Яснополянской школе.

Гипотеза исследования: педагогическая концепция Л.Н. Толстого способна повысить заинтересованность учеников в обучении и улучшить эффективность образовательного и воспитательного процесса.

Цель исследования: изучить основные аспекты педагогической концепции Л.Н. Толстого и проследить их реализацию в деятельности Яснополянской школы.

Задачи исследования:

Определить предпосылки создания Л.Н. Толстым его педагогической концепции.

Выделить основные аспекты педагогических взглядов Л.Н. Толстого.

Показать реализацию педагогических идей Л.Н. Толстого в деятельности школы Ясной Поляны.

Проанализировать эффективность педагогической концепции Л.Н.Толстого в обучении и воспитании детей.

Методы исследования: метод анализа (применялся в работе с трудами Л.Н.Толстого, при изучении вспомогательной литературы) и метод синтеза (применялся в составлении курсовой, для обобщения данных, полученных методом анализа).

Новые статьи:

Композиционное построение «Домостроя»
Первая редакция «Домостроя» (краткая по содержанию, близкая к предполагаемому новгородскому сборнику) была составлена еще до середины XVI века. Уже в этом виде памятник основывался на предшествующей литературе поучений, как оригинальной, так и переводной. Вторая редакция, представляющая как бы &quo ...

Личностно-ориентированный урок
Функция урока в системе личностно ориентированного обучения Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и т ...

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, дел ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru