Организация свободной школы

Толстой изложил свои мысли об организации свободной школы в письме к П.И. Бирюкову в 1901г. По его мнению, образование есть ничто иное, как передача того, что думали самые умные люди. Умные же люди думали всегда в трех разных направлениях: философски и религиозно о значении своей жизни - религия и философия; опытно, делая выводы из известным образом обставленных наблюдений, - естественные науки: механика, физика, химия, физиология; думали математически, делая выводы из положений своей мысли, - математика и математические науки. Толстой считал, что все эти три рода наук - настоящие науки, поскольку нельзя притвориться, что их знаешь и не может быть в них полузнания – или знаешь, или не знаешь. Все эти три рода наук, по его мнению, космополитичны - все они не только не разъединяют, но соединяют людей. Все они доступны людям и удовлетворяют критерию братства людей.

Помимо выделения трех родов наук Лев Николаевич выделял еще три способа их передачи. Первый способ передачи - слова. Но слова на разных языках, и потому выделяется еще наука - языки, опять соответствующая критерию братства людей. Второй способ - пластическое искусство, рисование и лепка, наука о том, как для глаза передать то, что знаешь, другому. И третий способ - музыка, пение - наука, как передать свое настроение, чувство. Выделение Толстым из "трех способов передачи" содержания "настоящих наук" двух непосредственно связанных с искусством (рисование, лепка, музыка, пение) отнюдь не является случайным. Это объясняется самобытным пониманием отечественным мыслителем сущности соотношения понятий - Истина, Добро и Красота. Для Толстого истинное эстетическое произведение - это синтез добра, красоты и истины: добра (нравственного отношения автора к предмету), красоты (ясности изложения или формы), истины (искренности выражения чувств художника). Именно это и объясняет, почему при отборе "способов передачи" учащимся содержания "настоящих наук" мыслитель отводит доминирующее место способам, непосредственно связанным с искусством (из трех основных способов трансляции данных "настоящих наук" он выделяет два).

Кроме этих шести "отраслей преподавания" ("три рода настоящих наук" и три рода наук - "способов передачи настоящих наук"), по мнению Толстого, в образовательный процесс должен быть введен еще седьмой: преподавание мастерства, и опять соответствующее критерию братства, т.е. такое, которое всем нужно, - слесарное, малярное, плотничное, швейное В целом, по его мысли, весь процесс преподавания распадается на семь предметов. Полная свобода обучения должна позволить каждому учащемуся самостоятельно решить, какую часть времени употребить на каждый, кроме обязательного труда для своего обслуживания.

Одним из важнейших утверждений Льва Николаевича, я считаю, является то, что приобщение учащихся к ручному труду есть обязательным условием их нравственного воспитания. Л. Н. Толстой не относился к "ручному труду" как самостоятельному принципу, а считал его самым простым и естественным" приложением нравственного правила: "как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше" Для Толстого введение "ручного труда" в образовательный процесс выступало обязательным требованием еще и по той причине, что главный недостаток современного ему общества состоял, по его мнению, в освобождении себя от этого труда и в пользовании, без всякой взаимности, трудом бедных, невежественных, несчастных классов, являющихся рабами, подобными рабам древнего мира.

Что еще, на мой взгляд, очень важно, так это то, что по словам Толстого, истинное образование заключено не в том, чему человека учат, а в том, что он в этом понял. Именно поэтому образовательный процесс, согласно воззрениям русского мыслителя, должен быть сориентирован на понимание: и учебного материала, и других людей, и, самое главное, самого себя (а здесь, как видно, становится необходимой наука психология). Учитель при такой организации образовательного процесса является не просто транслятором знаний (религиозных, нравственных, научных), он выступает как живое их воплощение. При таком образовательном процессе, учитель не должен выполнять контрольные функции, так как их реализация сводит на нет радость познания учеников, мешает свободному постижению ими духовно-нравственных истин. Образовательный процесс, сориентированный на понимание предполагает также решительное изменение традиционных, носящих зачастую искусственный характер, форм взаимодействия учителя и ученика. Только в рамках естественного общения, утверждает он, может быть достигнут максимальный эффект понимания. И отнюдь не случайно яснополянский педагог прибегал в работе с детьми к такой форме организации занятий, как сократические беседы. В целом же, по твердому убеждению Льва Николаевича, основная миссия учителя в свободной школе должна состоять в воспитании духовности, человечности в человеке.

Новые статьи:

Использование полученных данных в построении образовательного процесса в ДОУ
Обобщая все выше сказанное можно сказать, что на формирование гендерных представлений у детей дошкольного возраста влияют многие факторы: половая идентичность в детстве, влияние сверстников, гендерные стереотипы и др. Все эти факторы накладывают определенные ограничения на поведение детей в зависим ...

Вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
В практической части исследования нами были поставлены следующие задачи: музыкальный дошкольник эмоциональный отзывчивость разминка подобрать методики диагностического исследования; опираясь на работу М. А. Давыдовой подобрать вокально-двигательные разминки, которые могут способствовать активизации ...

Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии
Одним из условий развития творческой познавательной деятельности учащихся является изучение природы в реальных условиях её существования. Оно реализуется через организацию целенаправленного восприятия природы в процессе наблюдений объектов и явлений природы родного края. Целенаправленное восприятие ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru